Анализ методики составления тэб минэнерго. Энергетические балансы рф и субъектов рф как основа разработки и мониторинга программ повышения энергоэффективности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предприятия является основой для разработки возможных вариантов его энергоснабжения и мероприятий по экономии энергетических ресурсов.

Топливно-энергетический баланс представляет собой комплексную характеристику расходов тепловой энергии, пара, потерь конденсата в конкретных условиях данного производства. Составными частями этого баланса являются расходная и приходная части. Расходная часть определяет все статьи потребления тепловой энергии, приходная — покрытие этого потребления.

Топливно-энергетический баланс определяет рациональное использование и резервы экономии энергетических ресурсов, позволяет наметить их оптимальную структуру. Под оптимальной структурой топливно-энергетического баланса промышленного предприятия подразумевается использование различных видов топлива и энергии как отдельными категориями потребителей, так и всем предприятием, при котором общая сумма затрат на энергетические ресурсы (при заданном объеме производства) будет наименьшей. Выбор оптимальной структуры сложен, так как требует большого объема информации о технико-экономических показателях предприятия, о возможности использования различных видов топлива и т. д. Кроме того, расчетами установлено, что оптимальная структура баланса для выпуска одного вида продукции не является таковой для других видов продукции, выпускаемых этим же предприятием.

Разработка оптимальной структуры топливно-энергетического баланса промышленного предприятия осуществляется с помощью методов математического моделирования. Их суть заключается в составлении экономико-математической модели, описывающей структуру топливно-энергетического баланса предприятий в числовых индексах. В качестве критерия оптимальности может быть принят минимум затрат на топливо и энергию, необходимых для выпуска заданного объема продукции.

При решении задач оптимизации следует иметь в виду, что рассматриваются только те категории потребителей, для которых возможна взаимозаменяемость различных видов энергетических ресурсов. Ограничениями в модели баланса являются: объем производства, ресурсы и вид топлива и энергии. Каждое ограничение увеличивает число уравнений в математической модели на единицу. Ограничение записывают в виде неравенств, фиксирующих верхний и нижний пределы расхода данного ресурса.

Экономико-математическая модель оптимизации топливно- энергетического баланса промышленного предприятия характеризует оптимальный расход топлива /(х) на проведение технологических процессов и имеет вид

при ограничениях:

Из неравенства следует, что расход данного вида энергетического ресурса в производстве всех видов продукции не должен превышать заданного объема. Возможность применения какого-либо другого технологического способа также ограничена.

Рассмотренная модель позволяет решить задачу оптимизации топливно-энергетического баланса при любых видах выпускаемой продукции, разнообразных способах ее технологической обработки, различных видах потребляемых энергоресурсов.

Для составления экономико-математической модели топливно-энергетического баланса предприятия требуется следующая информация: объем производства различных видов продукции, данные по технологическим способам производства каждого вида продукции, технико-экономические показатели по каждому способу производства, данные о возможных ресурсах различных видов топлива и энергии. Полученную информацию тщательно анализируют.

При оценке технико-экономических показателей допускается применение укрупненных приближенных показателей экономичности использования топливно-энергетических ресурсов отдельными категориями потребителей. Возможен учет удельного расхода энергетических ресурсов в каждом подразделении. После его определения находят суммарный их расход в объеме всего производства.

Задачу оптимизации топливно-энергетического баланса решают современными математическими методами, в частности методом линейного программирования.

Составной частью топливно-энергетических балансов предприятий являются тепловые балансы, которые характеризуют соотношение между количеством тепловой энергии, получаемой предприятиями, и ее расходом на различные нужды.

Количество получаемой тепловой энергии определяется расходом топлива, удельной теплотой его сгорания, потерей энергии в котлоагрегате и при транспортировании теплоносителя. Учет расхода тепловой энергии ведут по следующим статьям: на производство всего ассортимента продукции, отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, прочие расходы.

Составление тепловых балансов предприятий требует внедрения в производство приборов учета расхода топлива, теплоносителей и электроэнергии.

Если теплоносителем на предприятии является водяной пар, то составляется пароконденсатный баланс, который учитывает степень потребления пара и возврата конденсата в котельную. Составление пароконденсатного баланса так же, как и в целом топливно-энергетического, сопряжено с трудностями вследствие отсутствия приборов контроля температуры и учета расхода теплоносителей.

Пароконденсатные балансы могут быть составлены по цехам, по всему предприятию в целом, по каждому потребителю с последующим суммированием по цехам и предприятию. В пароконденсатных балансах по цехам и предприятию в целом не вскрываются причины потери конденсата. В случае расчета расхода пара по каждому потребителю причины потерь выясняются.

Пароконденсатный баланс имеет вид (кг/с)

Потери конденсата складываются из потерь в смесителях, конденсационных трубопроводах и арматуре.

На основе пароконденсатных балансов составляют тепловые балансы, характеризующие степень использования тепловой энергии конденсата (кВт)

Учитывая, что в теплообменной аппаратуре используется как острый, так и глухой пар, можно определить количество полезно используемой теплоты конденсата (ГДж/период)

Степень совершенства конденсатной системы определяют с помощью коэффициента использования теплоты конденсата

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2012 г.
Регистрационный N 23101

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159) и пунктом 23 Плана первоочередных мероприятий по реализации положений Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 2485-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1132), приказываю :

Утвердить прилагаемый Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Министр С. Шматко

Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 16, 16.04.2012.

Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159) и определяет процедуру составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления поселений, городских округов топливно-энергетических балансов соответственно субъектов Российской Федерации и поселений, городских округов (далее - муниципальные образования).

2. Топливно-энергетический баланс субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее - баланс) содержит взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и их потребления, устанавливает распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и определяет эффективность использования энергетических ресурсов.

3. Баланс составляется на основе однопродуктовых энергетических балансов в форме таблицы по образцу согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, объединяющей данные однопродуктовых энергетических балансов в единый баланс, отражающий указанные данные в единых энергетических единицах.

Однопродуктовый энергетический баланс составляется в форме таблицы по образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, отражающей в натуральных единицах формирование предложения отдельных видов энергетических ресурсов или их однородных групп и их использование в процессах преобразования, передачи и конечного потребления энергетических ресурсов.


II. Состав баланса

4. Баланс формируется в единых энергетических единицах - единицах условного топлива, в качестве которого принимается теплотворная способность 1 кг каменного угля равная 7000 ккал.

5. Баланс состоит из девяти групп данных об отдельных видах энергетических ресурсов, которые формируются на основе однопродуктовых энергетических балансов.

6. В графу баланса "Уголь" включаются данные об угле, сланцах, угольном концентрате, коксе металлургическом, коксике и коксовой мелочи, продуктах переработки угля, отходящих газах, в том числе газе горючем искусственном доменном, газе горючем искусственном коксовом.

7. В графу баланса "Сырая нефть" включаются данные о нефти, включая газовый конденсат.

8. В графу баланса "Нефтепродукты" включаются данные о нефтепродуктах, в том числе газе нефтеперерабатывающих предприятий сухом, газе сжиженном, автомобильном и авиационном бензине, керосинах, дизельном топливе, мазуте топочном, топливе печном бытовом, мазуте флотском, газотурбинном и моторном топливе.

9. В графу баланса "Природный газ" включаются данные о газе газовых и газоконденсатных месторождений и попутном газе нефтяных месторождений, а также метане, улавливаемом в угольных шахтах, и газе сточных вод.

10. В графу баланса "Прочее твердое топливо" включаются данные о видах твердого топлива, в том числе о торфе, торфяных топливных брикетах и полубрикетах, дровах для отопления, твердых бытовых и промышленных отходах.

11. В графу баланса "Гидроэнергия и НВИЭ" включаются данные об электрической энергии, произведенной на установках, использующих в качестве первичных ресурсов нетрадиционные и возобновляемые энергетические ресурсы, в том числе на гидравлических, геотермальных, солнечных, ветроэлектрических установках.

12. В графу баланса "Атомная энергия" включаются данные об электрической и тепловой энергии, произведенной на атомных электростанциях.

13. В графу баланса "Электрическая энергия" включаются данные об электрической энергии, произведенной на электростанциях, которые суммируются в этой графе в строках 10 - 19.

14. В графу баланса "Тепловая энергия" включаются данные о тепловой энергии, произведенной тепловыми и атомными электростанциями, котельными, утилизационными установками, а также получаемой из геотермальных источников, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и предназначенной для потребления потребителями тепловой энергии.

15. В графу баланса "Всего" включаются результаты суммирования данных по видам энергетических ресурсов, учтенных в столбцах 1 - 9.

16. Строки баланса должны быть разделены на три блока:

В блок "Энергетические ресурсы" включаются данные о производстве энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о ввозе энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о вывозе энергетических ресурсов с территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и об изменении запасов;

В блок "Преобразование энергетических ресурсов" включаются данные о преобразовании одних видов энергетических ресурсов в другие, о расходах энергетических ресурсов в процессе преобразования, на собственные нужды и данные о потерях энергетических ресурсов при их производстве и передаче;

В блок "Конечное потребление энергетических ресурсов" включаются данные о потреблении энергетических ресурсов конечными потребителями.

17. В строке баланса "Производство энергетических ресурсов" учитываются данные о количестве всех видов энергии, полученной или произведенной из природных ресурсов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

18. В строке баланса "Ввоз" учитываются данные о ввозе на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования) всех энергетических ресурсов, указанных в графах 1 - 4 и графе "Электрическая энергия".

19. В строке баланса "Вывоз" учитываются данные о количестве всех энергетических ресурсов, вывозимых с территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

20. В строке баланса "Изменение запасов" учитываются данные об изменении запасов первичных энергетических ресурсов, указанных в графах 1 - 4. При этом если запасы на конец года имеют меньшее значение, чем на начало года, то значение запасов энергетических ресурсов увеличивается на эту величину; если величина запасов энергетических ресурсов на конец года превышает величину запасов энергетических ресурсов на начало года, то объём ресурсов уменьшается на эту величину.

21. В строке баланса "Потребление первичной энергии" учитываются результаты суммирования данных строк 1 - 4. В каждую графу включаются данные о валовом потреблении первичной энергии и ее эквивалентов, исчисляемые как сумма показателей по строкам 1 - 4.

22. В строке баланса "Статистическое расхождение" отражается разность между суммой показателей строки 5 и суммой показателей строк 7 - 12.

23. В строке баланса "Производство электрической энергии" учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, используемых для выработки электрической энергии, на основании данных однопродуктового баланса электрической энергии.

24. В строке баланса "Производство тепловой энергии" учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, в том числе электрической энергии, используемых для выработки тепловой энергии, на основе данных однопродуктового баланса тепловой энергии.

В строках баланса 8.1 - 8.3 учитываются данные о выработке тепловой энергии по трем группам производственных установок. В строке 8.1 учитываются данные о выработке тепловой энергии на блок-станциях, производственных теплоэлектроцентралях и теплоэлектроцентралях общего пользования на цели теплоснабжения потребителей тепловой энергии, отпускаемой в виде горячей воды и пара, включая выработку тепловой энергии в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. В строке 8.2 учитываются данные о всей тепловой энергии, выработанной на котельных в виде горячей воды и пара, включая производственные котельные. В строке 8.3 учитываются данные о тепловой энергии, выработанной в электрокотельных и в тепловых утилизационных установках.

25. В строке баланса "Преобразование топлива" учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, переработанных во вторичные энергетические ресурсы, учитываемые в графах 1 - 5 и энергетические затраты на осуществление этого преобразования, включая электрическую и тепловую энергию, учитываемые в столбцах 6 - 9.

В строках баланса 9.1 - 9.3 учитываются данные о процессах преобразования в трех группах видов энергетических ресурсов. В строке баланса 9.1 учитываются данные о расходе энергетических ресурсов в процессах преобразования нефти в другие виды энергетических ресурсов, в том числе электрическую и тепловую энергию, включая данные о потерях нефтяного сырья при переработке. При заполнении указанной строки баланса для получения данных о количестве нефти, преобразованной в другие виды энергетических ресурсов, используются данные о первичной переработке нефти и выпуске отдельных видов нефтепродуктов. При этом из общего объема первичной переработки нефти исключаются данные о безвозвратных потерях нефтяного сырья, выпуске нефтепродуктов, не используемых в качестве топлива. В строке баланса 9.2 учитываются данные о расходе энергетических ресурсов на преобразование газа и данные о потерях газа при его переработке, а в строке баланса 9.3 - данные о расходе энергетических ресурсов на обогащение угля и данные о потерях угля в процессе обогащения и при производстве кокса.

26. В строке баланса "Собственные нужды" учитываются данные о расходе энергетических ресурсов на собственные нужды.

27. В строке баланса "Потери при передаче" учитываются данные о потерях, возникших при передаче энергетических ресурсов, в том числе потери электрической энергии в электрических сетях, потери тепловой энергии в тепловых сетях, потери нефти и газа при транспортировке по магистральным нефте- и газопроводам, угля и других твердых углеводородов (парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами) при перевозке их железнодорожным или другими видами транспорта, потери нефтяного сырья при транспортировке нефтепродуктов.

28. В строке баланса "Конечное потребление энергетических ресурсов" указывается сумма строк с 13 по 19.

29. В строке баланса "Промышленность" указывается детализация по видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Величина, указываемая в строке "Промышленность", является суммой строк 14.1 - 14.п. При учете потребления энергии в этих строках не учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов на теплоэлектроцентралях и котельных, которые учитываются в строке "Производство электрической энергии" и в строке "Производство тепловой энергии".

30. В строке баланса "Строительство" учитываются данные о потреблении энергии в процессе строительства, реконструкции, сноса объектов капитального строительства гражданского и промышленного назначения и монтаже оборудования на указанных объектах, а также данные о расходе энергетических ресурсов в процессе разведочного бурения скважин.

31. В строке баланса "Транспорт и связь" указываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями транспорта, с выделением железнодорожного, трубопроводного, автомобильного и других видов транспорта, и организациями связи.

32. В строке баланса "Сфера услуг" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями сферы услуг.

33. В строке баланса "Население" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов на отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение жилищного фонда.

34. В строке баланса "Использование топливно-энергетических ресурсов в качестве сырья и на нетопливные нужды" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов в качестве сырья в химической или иной промышленности.

35. Для пересчета топлива и энергии в тонны условного топлива единица натуральных показателей, в которых исчисляются энергетические ресурсы (1 тонна, тыс. куб. м., тыс. кВт. ч, Гкал), умножается на коэффициент пересчета в условное топливо исходя из фактической калорийности топлива. В случае невозможности определения фактической калорийности топлива коэффициент пересчета в условное топливо определяется в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку.


III. Источники информации для составления топливно-энергетических балансов

36. Для заполнения строк и граф баланса используется официальная статистическая информация, агрегированная по первичным статистическим данным форм федерального статистического наблюдения, указанных в пунктах 37 - 48 настоящего Порядка, которая в установленном порядке предоставляется Росстатом в виде отчетов.

37. Объем производства и структура потребления электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливается по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 23-Н "Сведения о производстве и распределении электрической энергии" (по субъектам Российской Федерации), а также № 24-энергетика "Электробаланс и отчет о работе электростанций (электрогенераторных установок)"; № 6-ТП (КЭС) "Сведения о работе электросетей", ПЭ "Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), принадлежащих организациям, не относящимся к добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электрической энергии, газа и воды".

38. Объемы выработки электрической энергии по разным группам электрических станций, а также объемы топлива на производство электрической и тепловой энергии, определения расхода электрической энергии на собственные нужды электростанций устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции", № 6-ТП (КЭС) "Сведения о работе электросетей", ПЭ "Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), состоящих на балансе организаций не относящихся к добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электрической энергии газа и воды".

39. Объемы выработки электрической энергии на гидравлических станциях и распределение выработки электрической энергии по отдельным станциям, устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 6-ТП (гидро) "Сведения о работе гидроэлектростанции".

40. Итоговые данные о потреблении энергетических ресурсов по отдельным видам продукции определяются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, тепловой энергии и электрической энергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)".

41. Объемы производства тепловой энергии по группам котельных, по видам используемого на котельных топлива, о потерях тепловой энергии и ее потреблении населением, бюджетными организациями и прочими организациями устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-ТЕП "Сведения о снабжении тепловой энергией".

42. Итоговые данные о потреблении топлива и тепловой энергии по видам экономической деятельности, запасах топлива на предприятиях потребителях, его отпуске населению определяются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР "Сведения об остатках, поступлении и расходе топливно-энергетических ресурсов, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов".

43. Объемы потребления тепловой и электрической энергии населением устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 46-ЭЭ (передача) "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей" и № 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической (тепловой энергии) и мощности отдельным категориям потребителей".

44. Объемы потребления сетевого и сжиженного газа населением и в общественных зданиях устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы".

45. Объемы производства, собственного потребления и изменения запасов энергетических ресурсов устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке промышленной продукции".

46. Объемы отгрузки нефтепродуктов потребителям и географию их экспорта устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-нефтепродукт (срочная) "Сведения об отгрузке нефтепродуктов потребителям".

47. Объемы вывоза топлива за пределы субъекта Российской Федерации следует устанавливать по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-вывоз "Сведения о вывозе продукции (товаров)".

48. Объемы потребления и запасов топлива устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 4-запасы (срочная) "Сведения о запасах топлива".

49. Органы местного самоуправления составляют топливно-энергетические балансы на основании имеющихся у них данных.

IV. Этапы составления баланса

50. Составление баланса осуществляется в несколько этапов.

51. На первом этапе выполняется сбор данных из отчетов по формам федерального статистического наблюдения, указанных в пунктах 37 - 48 настоящего Порядка.

52. На втором этапе выполняется определение расхода энергии на производство промышленной продукции, необходимого агрегирования показателей по видам топлива.

53. На третьем этапе выполняется сравнительный анализ одноименных данных разных форм федеральной статистической отчетности и определение основных причин расхождений, способов взаимной увязки данных и отбор данных, подлежащих включению в баланс.

54. На четвертом этапе разрабатываются однопродуктовые балансы угля, сырой нефти, жидкого топлива, природного газа, прочих видов твердого топлива, электрической и тепловой энергии с минимизацией статистических расхождений.

55. На пятом этапе выполняется объединение данных однопродуктовых балансов в единый топливно-энергетический баланс и проверка данных баланса.

56. Составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.


V. Разработка однопродуктовых балансов энергетических ресурсов

57. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов включают:

Баланс угля;
баланс сырой нефти;
баланс нефтепродуктов (и отдельные однопродуктовые балансы по каждому нефтепродукту);
баланс природного газа;
баланс прочего твердого топлива;
баланс электрической энергии;
баланс тепловой энергии.

58. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов разрабатываются в форме таблицы по образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

59. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов разрабатываются в натуральных единицах измерения в соответствии с данными форм федеральной статистической отчетности в соответствии с пунктами 16 - 35 настоящего Порядка для каждой группы энергетических ресурсов, указанных в пункте 57 настоящего Порядка.

Как известно, наша страна является крупнейшим экспортёром энергоресурсов и не испытывает затруднений с их добычей и поставкой за рубеж. Однако, на уровне субъектов федерации, и особенно на уровне отдельных муниципальных административно-территориальных образований каждый отопительный сезон проблема энергообеспеченности приобретают особую остроту. На её решение бросаются силы МЧС, выделяются резервные средства из федерального бюджета, однако бедственное положение в условиях низких температур сохраняется достаточно долго. Одна из основных причин такого явления - несбалансированность поставок и потребления первичных энергетических ресурсов по территории страны. Более глубинные причины следует искать в институциональной среде. Вся мера ответственности за потребность населения и организаций бюджетной сферы: здравоохранения, образования и т.д. лежит на муниципальных властях, а энергоресурсы принадлежат частному сектору. Финансовые возможности муниципальных образований (МО) очень часто не соответствуют запросам продавцов энергетических благ.

Попытка решить эту проблему посредством разработки энергетических балансов как основной информационно-статистической базы управленческих решений по энергообеспеченности территорий начала осуществляться Росстатом, после принятия Постановления от 23 июня 1999г. «Об утверждении «Методологических положений по расчёту топливно-энергетического баланса РФ в соответствии с международной практикой». Тогда предполагалось, что негативное воздействие на экономику МО или субъекта федерации, вызванное дефицитом или перепроизводством энергетических ресурсов, можно снизить посредством развития инструментов государственного управления энергетическим комплексом. Одним из основных инструментов в рыночной экономике, обеспечивающим сбалансированное развитие добычи и потребления энергетических ресурсов в регионах России, и является система энергетических балансов: аналитических, проектных, перспективных и др.

Названные балансы – это взаимосвязанная система показателей, отражающая соотношение энергетических ресурсов и их распределения в границах административно-территориальных образований.

Категория «муниципальное образование» особенно актуальна для исследования, потому, что является ключевым в изучении местного самоуправления. Определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": «Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».

Таким образом, можно выделить следующие элементы категории «муниципальное образование»:

Поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление;

Выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного поселения;

Муниципальная собственность и бюджет.

Юрисдикция органов местного самоуправления распространяется в равной мере на все земли в границах муниципального образования независимо от их целевого назначения, а равным образом от нахождения в той или иной форме собственности.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений - гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Таким образом, муниципальное образование - территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Как известно, местные вопросы – это, прежде всего, вопросы благополучия населения, улучшения уровня его жизни.

По данным Росстата, на 1 января 2012 г. в России насчитывалось 23118 муниципальных образований, среди них 1821 муниципальный район, 517 городских округов, 236 городских территорий города федерального значения: 111 муниципальных образований, городов и поселков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве, 1711 городских поселений и 18833 сельских поселений.

Понятно, что территориальные ТЭБ для основной массы МО практически не составляются вследствие сложности данного процесса и отсутствия специалистов. Локальные поселенческие ТЭБ не востребованы в силу забытой практики энергетического планирования, хотя роль и значение ТЭБ для оценки текущего состояния и выработки планов развития систем энергоснабжения поселений трудно переоценить.

Исходной информацией для составления территориальных ТЭБ являются данные по нормативам потерь и другая официальная информация от Минэнерго РФ, результаты энергоаудита, фактические данные от энергоснабжающих организаций по отпуску, потреблению и потерям энергии, информация от местных органов власти о потребностях основных социально значимых потребителей.

Результатами разработки ТЭБ являются данные по фактической структуре производства и потребления энергоресурсов, фактические потери, потенциал энергосбережения, резервы мощностей. Необходимо отметить, что именно ТЭБ является основой для разработки программ энергосбережения.

Работа по его составлению ТЭБ для каждого МО должна вестись непрерывно, и не менее одного раза в год. Данные ТЭБ должны аудироваться независимыми специалистами и корректироваться с учётом климатических особенностей и метеорологических прогнозов для данной территории. Одной из целей энергоаудита является анализ топливно-энергетических балансов энергообъектов, что позволит оценить возможности энергосбережения, как экономически и технически обоснованных, так и мероприятий, основанных на модернизации оборудования, новых методах технического обслуживания или управления режимами эксплуатации, реструктуризации

потребления топливно-энергетических ресурсов и т.д. Данные предложения активно обсуждаются специалистами, но практическая реализация, как правило, тормозится нерешённостью организационных и институциональных проблем.

Продвижение в решении энергетических проблем МО предусмотрено Приказом Минэнерго РФ от 14.12.2011 N 600 "Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2012 N 23101). Далее Приказ.

Система энергетических балансов каждого региона включает в себя:

  • балансы основных видов органического топлива: природный и попутный газ, энергетический и коксующийся уголь, нефть и газовый конденсат, мазут;
  • балансы тепловой и электрической энергии
  • сводные балансы технологического топлива и первичной энергии,
  • Спрос и предложение первичных энергетических ресурсов по районам.

В соответствии с Приказом ТЭБ субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта РФ и их потребления, закрепить распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и определить эффективность использования энергетических ресурсов.

В основе территориального ТЭБ лежат однопродуктовые энергетические балансы, которые затем объединяются в единый баланс (ЕТБ), отражающий суммированные данные в единых энергетических единицах.

Однопродуктовый энергетический баланс составляется в натуральных или условно-натуральных единицах измерения - единицах условного топлива, в качестве которого принимается теплотворная способность 1 кг каменного угля равная 7000 ккал. Рассмотрим в общих чертах состав ТЭБ.

Баланс состоит из девяти групп данных об отдельных видах энергетических ресурсов, которые формируются в виде матрицы на основе однопродуктовых энергетических балансов по углю, сырой нефти, нефтепродуктам, природному газу, прочему твердому топливу, гидроэнергии и НВИЭ, атомной энергии, электрической энергии и тепловой энергии. Матрица баланса состоит из граф и строк, в которых последовательно отражаются следующие блоки показателей. Соответственно по вертикали отражаются графы, по горизонтали строки баланса.

Показатели графы баланса по углю включают данные об угле, сланцах, угольном концентрате, коксе металлургическом, коксите, продуктах переработки угля, отходящих газах, в том числе газе горючем искусственном доменном, газе горючем искусственном коксовом.

Показатели графы баланса по сырой нефти содержат данные о нефти, включая газовый конденсат.

Показатели графы баланса «Нефтепродукты» включают данные, в том числе о газе нефтеперерабатывающих предприятий, сухом, газе сжиженном, автомобильном и авиационном бензине, керосинах, дизельном топливе, мазуте топочном, топливе печном бытовом, мазуте флотском, газотурбинном и моторном топливе.

Показатели графы баланса "Природный газ" отражают данные о газе газовых и газоконденсатных месторождений и попутном газе нефтяных месторождений, а также метане, улавливаемом в угольных шахтах, и газе сточных вод. В графу баланса "Прочее твердое топливо" включаются данные о видах твердого топлива, в том числе о торфе, торфяных топливных брикетах и полубрикетах, дровах для отопления, твердых бытовых и промышленных отходах.

Показатели графы баланса "Гидроэнергия и НВИЭ" включают данные об электрической энергии, произведенной на установках, использующих в качестве первичных ресурсов нетрадиционные и возобновляемые энергетические ресурсы, в том числе на гидравлических, геотермальных, солнечных, ветроэлектрических установках.

Показатели графы баланса "Атомная энергия" содержат данные об электрической и тепловой энергии, произведенной на атомных электростанциях.

Показатели графы баланса "Электрическая энергия" отражают данные об электрической энергии, произведенной на электростанциях.

Показатели графы баланса "Тепловая энергия" включаются данные о тепловой энергии, произведенной тепловыми и атомными электростанциями, котельными, утилизационными установками, а также получаемой из геотермальных источников, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и предназначенной для потребления потребителями тепловой энергии.

В графе баланса "Всего" отражаются результаты суммирования данных по видам энергетических ресурсов, учтенных выше.

Строки баланса разделены на три блока: "Производство энергетических ресурсов", "Преобразование энергетических ресурсов" и "Конечное потребление энергетических ресурсов".

В первом блоке "Производство энергетических ресурсов" отражаются данные о производстве энергетических, ресурсов на территории субъекта РФ МО, о ввозе энергетических ресурсов на территорию субъекта РФ МО, о вывозе энергетических ресурсов с территории субъекта РФ МО и об изменении запасов.

Во втором блоке "Преобразование энергетических ресурсов" содержатся данные о преобразовании одних видов энергетических ресурсов в другие, о расходах энергетических ресурсов в процессе преобразования, на собственные нужды и данные о потерях энергетических ресурсов при их производстве и передаче.

В третьем блоке "Конечное потребление энергетических ресурсов" собираются данные о потреблении энергетических ресурсов конечными потребителями.

В строке баланса "Промышленность" указывается детализация по видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Величина, указываемая в строке "Промышленность", является суммой строк, отражающих виды промышленной деятельности, представленные в данном административно-территориальном образовании.

В строке баланса "Строительство" учитываются данные о потреблении энергии в процессе строительства, реконструкции, сноса объектов капитального строительства гражданского и промышленного назначения и монтаже оборудования на указанных объектах, а также данные о расходе энергетических ресурсов в процессе разведочного бурения скважин.

В строке баланса "Транспорт и связь" представляются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями транспорта, с выделением железнодорожного, трубопроводного, автомобильного и других видов транспорта, и организациями связи.

В строке баланса "Сфера услуг" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями сферы услуг.

В строке баланса "Население" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов на отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение жилищного фонда.

В строке баланса "Использование топливно-энергетических ресурсов в качестве сырья и на нетопливные нужды" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов в качестве сырья в химической или иной промышленности.

Несомненный интерес в этом блоке представляет строка баланса "Потери при передаче", в которой учитываются данные о потерях, возникших при передаче энергетических ресурсов, в том числе потери электрической энергии в электрических сетях, потери тепловой энергии в тепловых сетях, потери нефти и газа при транспортировке по магистральным нефте- и газопроводам, угля и других твердых углеводородов (парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами) при перевозке их железнодорожным или другими видами транспорта, потери нефтяного сырья при транспортировке нефтепродуктов.

Для пересчета топлива и энергии в тонны условного топлива единица натуральных показателей, в которых исчисляются энергетические ресурсы (1 тонна, тыс. куб. м., тыс. кВт. ч, Гкал), умножается на коэффициент пересчета в условное топливо исходя из фактической калорийности топлива.

Особое внимание в данном порядке составления территориального баланса представляют интерес две строки «Сфера услуг» (прежде – Бытовой сектор) и «Население». Две названные категории учитывают: данные о потреблении топлива и энергии в тех отраслях экономики, которые не нашли отражения в предыдущих строках ТЭБ, а именно: в жилищно - коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, материально - техническом снабжении и сбыте, заготовках, здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, народном образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, управлении, связи, торговле и в других отраслях.

Группа показателей описывающих потребителей социальной сферы, включая домохозяйства, представлены в балансе суммарно и сгруппированы они по остаточному признаку. Именно эта часть баланса отражает антагонистическое противоречие между социальной потребностью в энергоресурсах и рыночным механизмом ее удовлетворения.

Одной «социальной ответственности» бизнеса недостаточно для решения этого противоречия, необходимо государственное регулирование.

Заслуживают внимания предложения Лукьянца Л.А. и других , изучающих вопросы использования ТЭБ при разработке программ комплексного развития муниципальных образований. Актуальность этого направления исследования подтверждается тем, что, во-первых, МО являются «основными структурными составляющими социально-экономической системы под названием государство, которые … «нарабатывают» жизненные блага обществу». Во-вторых, данное направление ещё мало исследовано. Авторы считают, что формирование территориального ТЭБ – это один из эффективных способов оптимизации программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Как нам представляется, муниципальное образование (МО), является основной базовой единицей административно-территориального устройства РФ. Исходя из этого, на основании энергетических балансов МО могут вырабатываться реально реализуемые управленческие решения по их социально-экономическому развитию, как в среднесрочном, так и долгосрочном периодах. Однако разработка ТЭБ малых МО не всегда рациональна. Одной из причин является то, что ТЭБ может формироваться на базе относительно «оконтуренного технологического узла из производителей энергии и её потребителей, что в рамках муниципального образования из-за небольших её размеров сгруппировать невозможно». Необходимую информацию можно получить из территориального ТЭБ субъекта федерации, что « в условиях рыночного хозяйствования без отраслевого планирования является наиболее приемлемой структурой для оптимального состояния производства и потребления при рациональном использовании ресурсов.

Составление ТЭБ осуществляется поэтапно. На первом этапе при составлении ТЭБ используются централизованные формы федерального статистического наблюдения, обязательные для отчёта всеми предприятиями и организациями на территории РФ, а также нецентрализованные (отраслевые) формы.

На втором этапе выполняется определение расхода энергии на производство промышленной продукции, необходимого агрегирования показателей по видам топлива. На третьем этапе выполняется сравнительный анализ одноименных данных разных форм федеральной статистической отчетности и определение основных причин расхождений, способов взаимной увязки данных и отбор данных, подлежащих включению в баланс.

На четвертом этапе разрабатываются однопродуктовые балансы угля, сырой нефти, жидкого топлива, природного газа, прочих видов твердого топлива, электрической и тепловой энергии с минимизацией статистических расхождений.

Однопродуктовый энергетический баланс – это таблица, отражающая в натуральных единицах отдельные виды энергетических ресурсов, а также их использование в процессах преобразования, транспортировки и конечного потребления. При разработке ЕТЭБ субъекта федерации все однопродуктовые балансы, входящие в его состав, форматируются в одних и тех же единицах условного топлива. На пятом этапе выполняется объединение данных однопродуктовых балансов в единый топливно-энергетический баланс (ЕТЭБ). При разработке ЕТЭБ субъекта федерации все однопродуктовые балансы, входящие в его состав, форматируются в одних в одних и тех же единицах условного топлива.

Следует подчеркнуть, что фактические балансы, строящиеся на основе статистической отчётности по потреблению топлива и энергии, охватывают только те предприятия и организации, которые представлены в отчетности Росстата, и охватывает примерно 80% всего потребления энергоносителей. Остальные объёмы потребляемых энергоресурсов определяются методом досчёта.

Важнейшей проблемой, мешающей составлять точные и объективные балансы, является то, что статистика о движении запасов топливно-энергетических ресурсов у производителей-поставщиков и посредников не всегда доступна даже специалистам, а статистика движения запасов у потребителей наименее достоверна. В то же время сами эти запасы достаточно велики. Все встречающиеся в научной и справочно-информационной литературе данные о расчётных ТЭБ являются лишь более или менее точным отражением тех реальных процессов, которые происходят в экономике России.

Наконец, совершенно очевидно, что необходимо, чтобы система показателей текущей статистической отчетности и общего энергетического баланса по терминологии и определениям значений коэффициентов соответствовала системе показателей международной энергетической статистики.

Литература:

1. Руководство по Энергетической статистике. – МЭА- ОЭСD- Евростат, 2007.

2. Мамий И.П. Методологические проблемы энергетической статистики на этапе модернизации экономики. Вопросы статистики № 6. 2010 г.

4. Мамий И.П.Введение в энергетическую статистику. М., "ТЕИС", 2011г, 160с.

5.Мамий И.П. Статистика энергетических ресурсов: вопросы теории и практики, М., Макс-пресс, 2012, 232 с.

6.Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. . www.minenergo.gov.ru

7. Использование топливно-энергетических балансов при разработке программ комплексного развития муниципальных образований / [А.А. Лукьянец, В.Г. Ротарь, А.А. Шумский и др.] // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 310(май). - С. 137-142.

8.http://www.energo21.ru/methodology/teb.html 9.http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/02-02.htm

10. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/en_balans.htm

11. http://www.nbuv.gov.ua/Portal/soc_gum/Ekupr/2012_1/d1.pdf

Рассказать друзьям