«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» материал на тему. Ранняя профориентация в условиях доу Темы ранняя профориентация в доу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наталья Постникова

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх : сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий , приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии , наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация .

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для пе-дагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики . Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях . Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий . Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте , когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях . Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий , способствует ранней профессиональной ориентации .

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии . Профориентационная работа в детском саду строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий , их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели читают детям художественную литературу, изучают с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации, например, «Научим мыть чашку» , «Веселые поворята» и т. д.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию об-разов, воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада : воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом педагоги стараются об-ращать внимание малышей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы детям здесь было тепло, уютно и интересно.

Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно- ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионально-го поведения , модели межличностных профессиональных отношений . Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентацион -ной предметно-развивающей среды.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада. Наша задача : в доступной форме дать детям знания о профессиях . В основу работы положена огранизационно – содержательная модель ранней профориентации дошкольников .

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными про-фессиями. Нами разработана серия экскурсий на весь учебный год. Маршруты экскурсий разрабатывались совместно с родителями. Систематически педагоги и дети посещают раз-личные предприятия. Такие экскурсии начали организовывать со знакомства с пожарной частью № 64. В этом учебном году уже побывали в аэропорту «Бугульма» , на железнодорожной станции «Бугульма» , в библиотеке, краеведческом музее. Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного , библиотекаря, машиниста.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети :

понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий , с помощью ка-ких орудий и машин, и что получается в результате;

были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект открытого мероприятия «Ранняя осень» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Ленинского района, города Саратова Конспект.

Занятие в подготовительной к школе группе «Военный. Детям о профессиях» Цель: продолжать знакомить детей с миром профессий. Задачи: 1.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,.

Эльвера Батырова
Ранняя профориентация в условиях ДОУ

Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том , чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т. к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве . Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя - представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий , но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий , чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий , тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники :

Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т. д.)

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда

Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям

Алгоритм ознакомления с профессией :

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества.

Знакомство с миром профессий будет успешным , если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно – развивающую среду :

Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях , которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда ; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр

Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно - печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал

Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии »

Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей » ,альбомы «О космосе» , «Профессия пожарный » , «Профессия врач »

Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр : «Доктор» , «Медицинская сестра» , «Продавец» , «Парикмахер» , «Полицейский»

Оснащена коробка с предметами – заместителями

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников я часто использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений . В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос, побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника) .

В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся :

Общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т. д.

Приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями

На уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений : увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию. Также посетили парикмахерскую,магазин,школу,кинотетр. Во время экскурсии обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии .

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий . Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии . В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Библиотека изображений:

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например область приборостроения.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

И на базе нашего дошкольного учреждения существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения. Наш детский сад находится рядом с приборостроительным заводом “Прогресс” и родители наших воспитанников работники этого завода. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях работников завода, результатах их труда. Тема оказалась интересной не только для детей, но для педагогов и родителей.

На начальном этапе был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с профессиями Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания: о родном городе, о заводе, о профессиях В плане отражено коротко содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи с родителями.

Основной упор в работе сделан на старших дошкольников, но уже в средних группах мы ввели первые занятия – знакомства с заводскими профессиями.

При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой недостатка наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме.

Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурс-состязание "Аукцион профессий", в котором с удовольствием участвуют семьи детей. Экскурсии в заводской музей, производственные цеха, встречи с представителями разных профессий, концерты и поздравления работников завода в честь 8 марта, 23 февраля, Дня Победы - эти события - яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционный праздник для детей и родителей - День открытых дверей на заводе “Прогресс”, на котором родители имеют возможность познакомить детей со своим рабочим местом, показать результат своего труда.

Конспект занятия на тему: “Предприятия нашего города”

Задачи.

Образовательные. Сформировать первичные представления о заводах и фабриках города: название, выпускаемая продукция, товарный знак.

Развивающие. Развивать внимание, восприятие и наглядно-действенное мышление; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать речь.

Воспитательные. Формировать умение давать мотивированный ответ, учить ценить результаты труда, уважительно относиться к изготовителям товаров.

Материалы и оборудование. Карточки-картинки с изображением разной продукции, фотографии предприятий, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы поговорим о предприятиях нашего города Мичуринска. Как вы думаете, что такое предприятие? (Ответы детей).

Предприятие-это заводы, фабрики, на которых работают много людей разных профессий. Каждый завод выпускает свою продукцию. Скажите, пожалуйста, какие заводы и фабрики в нашем городе вы знаете? (Ответы детей.)

2. Основная часть.

Мичуринск - промышленный город. Здесь много заводов. На заводах трудятся тысячи горожан.

Приборостроительный завод “Прогресс” – одно из самых больших предприятий в городе, на нём работает очень много людей разных профессий. На этом заводе изготавливают различные приборы. (Слайд)

На хлебозаводе очень много цехов, где работают люди разных профессий: лаборанты, электрики, грузчики. А кто же главный здесь? Как называют людей, которые пекут хлеб? (Пекари.) Да, пекари. Они следят за тем, чтобы хлеб хорошо поднялся, испёкся, подрумянился. (Слайд)

В Мичуринске есть ещё много заводов: “Мичуринский локомотиворемонтный завод”, “Маслозавод”, “Мясоптицекомбинат”, и др. С ними мы познакомимся в другой раз.

3. Физкультминутка.

4. Игра “Угадай товар”.

Воспитатель называет производителя, а дети показывают товар, который он выпускает. Например: кондитерская фабрика - кондитерские изделия (конфеты, печенье, вафли и т.п.); швейная фабрика – одежду (платье, пальто, брюки и т.д.);

хлебозавод – хлебобулочные изделия (хлеб, булка, торт и т.д.);

завод бытовой техники – бытовую технику (утюг, пылесос, холодильник и т.д.);

мебельный завод – мебель (стол, стул, диван и т.д.);

молокозавод – молочную продукцию (молоко, масло, сыр и т.д.);

обувная фабрика – обувь (туфли, сапоги, тапочки и т.д.).

5. Практическая часть (конструирование).

Я предлагаю вам построить из конструктора завод, на котором трудятся рабочие и производят детали для приборостроения.

6. Итог занятия.

Что нового узнали на занятии?

О каких заводах вы узнали?

На каком из этих заводов вы хотели бы работать?

Конспект занятия на тему: “Продукция завода “Прогресс”

Задачи.

Образовательная:

познакомить детей с продукцией завода “Прогресс”;

формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;

продолжить учить конструировать по собственному замыслу из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления.

Развивающая:

развивать логическое мышление.

Воспитательная:

воспитывать уважительное отношение, интерес, любознательность к людям разных профессий.

Оборудование: ноутбук для просмотра слайдов о заводе “Прогресс”, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Мы с вами ходили на завод на экскурсию. Давайте вспомним, что мы видели?

На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.

Мы были в музее завода.

Нам показали столовую, в которой едят рабочие.

Есть своя типография, которая выпускает газету.

На заводе работает много людей разных профессий.

Какие профессии вы запомнили?

2. Основная часть.

Давайте поговорим с вами о продукции, которую выпускают на заводе.

На приборостроительном заводе “Прогресс” изготавливают приборы для самолетов, вертолетов, кораблей, для газонефтяных перекачивающих станций. Завод выпускает приборы для защиты нашей страны и для того, чтобы в каждом доме был газ и можно было заправить бензином автомобили.(показ слайдов)

3. Физкультминутка.

Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши,
Раз-два – поднялись,
Раз-два – руки вниз.

4. Практическая часть (конструирование).

Я предлагаю вам построить из конструктора станки, на которых трудятся рабочие и производят детали для приборостроения. (После выполнения работы дети играют с постройкой).

5. Итог занятия.

Экскурсия на приборостроительный завод “Прогресс”

Задачи.

Образовательная:

  • познакомить детей с историей завода “Прогресс”;
  • формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;
  • познакомить дошкольников с прошлым предприятия “Прогресс”.

Развивающая:

  • развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.

Воспитательная:

  • воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
  • предварительная работа: Ознакомительные беседы, подготавливающие детей к экскурсии: “История профессий”, “Профессии родителей”, “Предприятия нашего района”, чтение художественной литературы В.Маяковский “Кем быть?”, С.Михалков “А что у вас?”, “Наша улица”.

Ход занятия

1. Дети, сегодня мы совершим экскурсию на приборостроительный завод “Прогресс” г. Мичуринска. Давайте вспомним правила поведения во время экскурсии:

а) не разговаривать;

б) внимательно слушать экскурсовода;

в) по необходимости задавать вопросы;

г) быть терпимыми друг к другу.

2. Ребята, мы с вами находимся на Мичуринском приборостроительном заводе “Прогресс”.

О заводе и его истории нам расскажет начальник цеха.

Мичуринский завод “Прогресс” основан Министерством Авиационной промышленности в 1957 г. для производства приборов и элементов авиационной техники.

Предприятие располагает литейным и заготовительным производствами, включая штамповку и изготовление деталей из пластмассы, парком механообработки, цехом гальванопокрытий и покраски, намоточным и сборочным производствами, службами метрологии и контроля, цехом контрольных испытаний, инструментальным производством, техническими службами.

В настоящее время завод выпускает большое количество различных изделий, используемых практически на всех типах и видах летательных аппаратов, воздушного и наземного вооружения, производимых в России.

Другим направлением деятельности завода является разработка и выпуск гражданской продукции для газовой и энергетической отраслей. Товары гражданской продукции и народного потребления, выпускаемые заводом, являются дипломантами и лауреатами по программе “100 лучших товаров России”.

На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.

Есть своя типография, которая выпускает газету. В 1975 году открыт музей истории завода, который существует и сейчас.

На заводе работает много людей разных профессий: токарь, слесарь-сборщик, фрезеровщик, монтажник, конструктор, экономист и т.д.

3. Итог экскурсии.

Обобщающая беседа с кратким обзором всего того, что видели на экскурсии (понравилась ли экскурсия, что особенно запомнилось, выявление заинтересованности и желания пойти туда работать, когда станут взрослыми).

Оформить собранный материал на экскурсии в виде альбома с фотографиями или слайдовую презентацию.

Изготовление поделки “Ракета” техника оригами для заводского музея.

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для ранней профориентации дошкольников

Составила: воспитатель МАДОУ

«Детский сад

общеразвивающего вида № 172»

Г.о. Самара

Латухина В.В.

2017

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников.

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития ребёнка. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получение навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передача знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.

Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит интерес к трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к трудовой деятельности). Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Ранняя профориентация детей носит информационный характер. Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.

В современных Программах воспитания и обучения в дошкольном учреждении раздел Труд является обязательной областью знания. Разработчики Программ дошкольного образования включают в данный раздел сведения о значении труда, профессиональной деятельности взрослых, условиях и значении их работы, формирование трудовых навыков и другое с целью общего развития детей и воспитания трудолюбия в детях. Положительным в традиционном подходе к трудовому воспитанию является воспитание отношения к рукотворному миру, к красоте человеческого труда, человеческого творения. Наиглавнейшей задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Нет необходимости доказывать, какие преимущества перед другими (сверстниками, взрослыми) имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям. Трудолюбие – сложное многосоставное, комплексное качество, которое среди немногих способно «переноситься» в другие виды детской деятельности, в том числе и учебную. Выпускник дошкольного учреждения, обладающий этим качеством, будет успешнее учиться в школе, осознаннее и ответственнее воспринимать обязанности учителя. Ведь учеба такой же труд, работа, как у взрослых. Трудолюбие – это совокупность желания и умения трудиться в рамках индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Участие в труде, как доказано многочисленными исследованиями, не всегда автоматически дает эффект воспитания и развития личности ребёнка. Труд дошкольников может и должен быть только средством воспитания у детей положительного отношения к труду, начал трудолюбия. В соответствии с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Реализация в практике дошкольного образования личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка создает богатые перспективы для совершенствования индивидуальной работы с детьми в направлении ранней профориентации.

Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Создание условий для ранней профориентации дошкольников.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

Углубить практические знания воспитанников;

Выявить интересы и склонности воспитанников;

Развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

Индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;

Актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

Позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

Помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

Использовать полученные знания в практическом применении;

Принимать во внимание деятельность других воспитанников;

Предусматривать игровой замысел;

Корректировать и развивать игровой сюжет.

Предметно-развивающая среда включает в себя:

  • познавательную зону;
  • развивающую игротеку;
  • тематическую библиотечку "Калейдоскоп профессий"

Развивающая среда представлена зоной:

«Страна профессий », созданной с учетом требований Базового компонента и программы «Уверенный старт», которая позволяет знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

Уголок «спецформа» - с профессиональной одеждой людей разных профессий, игровые персонажи, которые принимают участие во всех режимных моментах образовательно - воспитательного процесса.

Подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?»

И другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.

В группах созданы тематические библиотечки «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал с ранней профориентации дошкольников.

Второй этап работы - совместная работа воспитателя с воспитанниками.

Реализуя задачи Базового компонента отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

Традиционные, комплексные и интегрированные занятия,

Трудовая деятельность и различные виды игр,

Решение проблемных задач и ситуаций,

Наблюдения и экскурсии,

Экспериментальная деятельность,

Встречи со специалистами,

Тренинги, дискуссии,

Театрализованная деятельность,

Развлечения,

Чтение художественной литературы и беседы за ней,

Ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,

Имитационные упражнения,

Изобразительная деятельность,

Обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,

Разгадывание кроссвордов и загадок,

Просмотр диафильмов.

Нетрадиционные формы:

Творческое моделирование и проектирование,

Разработка и составление алгоритмов,

Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,

Изготовление технологических карт,

Аукцион экономических идей,

Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями.

Занятия: «Путешествие в мир профессий», «Знакомимся с профессиями искусства», «Все профессии важны», « Откуда хлеб пришел на стол», « Кто откроет мир ребенку».

Спортивное развлечение - «Спорт, нам дети, очень нужен», «Мы со спортом крепко дружим! », «Кругосветное путешествие Знаек», «Изучаем правила безопасного поведения на улице», «Моя Земля - земля моих родителей» (ознакомление с трудом лесника).

Игровая деятельность.

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, я использовала такие игры с предметами: «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилиста: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов);

«Строители городов» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор);

«Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «Ты - шахтер. Расскажи, что ты делаешь? »« История вещей. Из чего мы сделаны? »

Воспитанники совместно с воспитателями разыгрывают целые сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Строим новый дом - будем жить все в нем», «строители нашего города», «Собираем модель солнечной системы».

Дети учатся создавать элементы для атрибутов игры, овладевают различные техники выполнения этих атрибутов.

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.

Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С.Михалкова «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский « Вол и садовник», « Моя мама пахнет хлебом», « Пекарь и швея», « Беда заставит учиться» и другие. Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.

Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска? Зачем шахтеру каска с фонариком? Зачем повару фартук и колпак? Зачем космонавту скафандр? и т.д.

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры:

«Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.

В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Наблюдения и экскурсии

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и заочные экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду, для формирования их собственной трудовой поведения. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то намусорил, без напоминания сам за собой убирает.

Проектная деятельность

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.

Список используемой литературы.

1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников – М. – 1988.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Р Н/Д, 1996.

3. Логинова В. И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.

4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.

5. Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание: традиции и современность. – М., 2002. – в.


Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов)
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. (Фабр Ж.)
В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А.С.)
Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Нижняя Салда, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников.
Организационно-содержательная модель
ранней профориентации дошкольников

Как интересно рассказать детям о разных профессиях?
- Показать детям, как трудятся взрослые.
Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно.
Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе!
Рекомендации по организации социального партнерства - на слайде

Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволит выйти на новый, инновационный уровень развития системы дошкольного образования, поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей.

«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят».
Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают оптантам – молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор.

Итак, вот эти 3 самых важных вопроса.
Вопрос 1. Что ты умеешь делать лучше других?
Вопрос 2. Чем тебе нравится заниматься?
Вопрос 3. Чем ты можешь быть полезен другим людям?
Что делать с этими 3 списками?
Каждый из этих трёх списков вряд ли можно составить за один раз, лучше пополнять их в течение месяца. Потом проранжировать ответы в каждом списке. Те «конкурентные преимущества», «привлекательные занятия» и «полезные дела», которые заняли места с 1 по 10, могут рассматриваться как 3 основания для профессионального самоопределения.
«Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.» (Оноре де Бальзак).

Рассказать друзьям