Игры на развитие фонематического слуха. Дидактические игры на тему здоровья и спорта для дошкольников Игра «Кто как кричит? »

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картотека дидактических игр на развитие фонематических процессов.

Узнавание неречевых звуков.

Цель: развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков.
Задачи: научиться узнавать звучание игрушек, музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, звуков окружающей действительности.
«Что звучало?»
Взрослый за ширмой играет на музыкальном инструменте. Ребенок угадывает его и называет.
«Чей голос?»
Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и определяет кому принадлежат голоса.
«Найди пару»
Для игры нужны одинаковые коробочки с различным наполнением: крупы, зерна, макароны, мелкие металлические и пластмассовые предметы. Ребенок ищет одинаково звучащие коробочки не открывая их; по звучанию.
«Волшебная палочка»
Взрослый стучит «волшебной палочкой» по разным предметам: деревянным, стеклянным, пластмассовым, металлическим. Ребенок запоминает звучание, а затем угадывает без зрительной опоры по чему стучала палочка.
«Волшебный сундучок»
Определить на слух что спрятано в сундучке.
«Узнай по звуку»
Ребенок отворачивается, взрослый роняет какие – нибудь предметы. Нужно узнать, что упало.Цель: учить различать на слух направление звука, долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм на разнообразном речевом материале.
Задачи: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма, умение изменять голос по высоте, силе, длительности.
«Песенка дождя»
Взрослый за ширмой играет на металлофоне «песенку дождя». Ребенок определяет, какой дождь пел песенку – начинающийся или проливной и выбирает подходящую схему. В качестве усложнения можно предложить ребенку самому сыграть «песенку дождя» по схемам.
«Ветер»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, сильный или слабый ветер дует и показывает соответствующую картинку.
«Повтори ритм»
Взрослый за ширмой хлопает какой – нибудь ритм, ребенок повторяет его. Усложненный вариант – ребенок прохлапывает ритм, записанный символами. Например: !! !!! !! , где! – хлопок, пробел – пауза.
«Три медведя»
Взрослый за ширмой произносит любую фразу из сказки «Три медведя» низким или высоким голосом Ребенок должен угадать, голос какого персонажа он слышал.
«Звучащее солнышко»
Для игры потребуется листок бумаги и желтый карандаш. В середине листочка нужно нарисовать круг – солнце. Педагог за ширмой произносит какой – нибудь звук или играет на музыкальном инструменте. Если звучание было длительным, ребенок рисует длинный солнечный лучик, если коротким – короткий.
«Гудок парохода»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, какой пароходик гудит большой или маленький.
«Медведь»
Ребенок - водящий встает спиной к остальным. Дети говорят фразу: «Медведь, Медведь, мы к тебе пришли, меда принесли». Затем по очереди произносят: «Мишка, я здесь!» Водящий должен угадать говорящего не поворачиваясь.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи: формировать умение различать слова, сходные по звучанию.
«Гонки»
Взрослый предлагает устроить гонки. Дети встают в шеренгу на расстоянии от логопеда, по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», все должны замереть. Произносятся слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, который был самым внимательным.
«Найди себе пару»
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: мишка - миска. Как усложнение задания - подобрать рифму самостоятельно.
«Чем отличаются слова?»
Ребенок определяет чем отличаются слова. Например, кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.
«Лишнее слово»
Ребенок определяет лишнее слово в ряду и объясняет свой выбор. Например: канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.
«Найди букву»
Дети ищут «заблудившуюся» букву и заменяют ее нужной. Игра проводится с опорой на картинки.
Лужи- лыжи
Корова-корона

Папка- палка
Белка- булка
Кит- кот
Корка-кошка

Дифференциация слогов.

Цель: формирование умения дифференцировать слоги.
Задачи: учить дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
«Глухие телефоны»
Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т.д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся.
«Какой отличается?»
Взрослый произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Живые слоги»
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

Дифференциация фонем.

Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи: учить выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов.
«Кто лучше слушает?»
Два ребенка встают спиной друг к другу. Взрослый произносит ряд звуков. Первый поднимает руку, если услышит звук, например, [ж], второй – [ш].
«Звуковая мозаика»
На листе бумаги нарисована сетка. Если ребенок слышит звук [а] (как «малыш плачет»), закрашивает клеточку красным цветом, если нет заданного звука - желтым (любым другим). Можно использовать фишки указанного цвета.
«Поймай звук»
Взрослый называет слова, ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком.
«Клубки»
Помогите бабушке собрать клубки. В отдельную корзину складывайте клубки с рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Логопедическая ромашка»
Ребенок должен составить ромашку из лепестков, выбирая только лепестки с картинками, в названии которых есть заданный звук.
«Наряди елочку»
Для украшения новогодней елки Ребенок должен выбрать определить есть ли заданный звук в названии картинки, нарисованной на елочном шарике.
«День рождения звука»
На День рождения придут друзья звука - те слова, в которых есть этот звук. Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.
«Лабиринт»
Проведи героя по лабиринту так, чтобы по дороге ему встречались только предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Рассади по вагонам»
Взрослый говорит, что в вагоне слева поедут животные, в назва¬нии которых есть звук «Ж» (»песенка жука»), а в вагоне справа поедут животные, в названии ко¬торых есть звук «Ш» («песенка ветра»). Ребенок определяет наличие в словах заданных звуков и рассаживает животных по местам.
«Звуковое лото»
Оборудование: игровые поля по количеству человек, карточки с картинками. Играют четыре человека. Каждый должен собрать только слова с определенным звуком. Например: [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все свое игровое поле.
«Собери бусы»
Лора и Лиля рассыпали бусы. Если на бусинке нарисована картинка в названии которой мягкий [ЛЬ], ребенок отдает бусинку Лиле, если твердый [Л] – Лоре.
«Собери букву»
Для игры нужно изготовить картонные буквы и разрезать их на несколько частей. На каждую частичку приклеить картинку, название которой начинается на звук, который эта буква обозначает. Ребенок должен определить первый звук в слове, собрать из частей букву.
«Помоги Маше и Мишке»
Маша и Мишка хотят украсить дом к празднику флажками. Помоги им выбрать только флажки с теми рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Собери чемодан»
Взрослый говорит: "Мы отправляемся в путешествие. Возьмем с собой только те предметы, названия которых начинаются на определенную букву ". Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Задачи: формирование умения определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, составлять слова из отдельных звуков, дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, выполнять фонематический анализ слов; определять последовательность и количество звуков в слове; местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
«Кто больше?»
Взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
«Цепочка слов» (аналог игры «города»)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
«Собери слово»
Взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.
«Отгадай имя»
Для игры нужно подобрать картинки или игрушки таким образом, чтобы первые буквы их названий составили имя. Инструкция: «Вот кукла. Чтобы догадаться, как ее зовут, нужно назвать первые звуки в словах и составить из них имя». Например: машина (М), автобус (А), Шрек (Ш), Арбуз (А)- МАША. Можно усложнять условия - составлять слово, например, по вторым или по последним звукам слов.
«Слова рассыпались»
Игра предназначена для детей, знакомых с буквами. Из отдельных букв нужно составить «рассыпавшееся» слово.
«Четвертый лишний»
Взрослый называет четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Аналогично четвертый лишний определяется по последнему звуку – тогда названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.
«Начало, середина, конец»
Взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).
«Какой звук (слог) съел Буквоед?»
Буквоед съел первый звук (слог) в словах. Нужно догадаться, какого звука (слога) не хватает и назвать исходное слово.
«Найди все предметы, начинающиеся на звук …»
Взрослый предлагает ребенку назвать все окружающие предметы, названия которых начинаются на определенный звук (например на К).
«Рассели по домикам»
Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце.
«Общий звук»
Нужно догадаться какой звук есть во всех данных словах. Например: ваза, зуб, стрекоза, медуза, заяц - общий звук [з].
«Подскажи Петрушке звук»
Петрушка называет предметы (картинки), но не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
«Незнайкины загадки»
Незнайка прислал письмо: «Посылаю листок со словами. Угадайте, какие слова я задумал». В письме – слова с пропущенными буквами. Нужно догадаться какие буквы пропустил Незнайка и какие слова он загадал.
«Морской бой»
В каждой клеточке игрового поля записывается по одному слогу. Взрослый называет координаты, ребенок записывает слоги, а затем читает получившиеся слова.
«Заправка»
Для игры нужна игрушечная машинка и три кубика. Кубики будут выполнять роль колонок на заправке. Взрослый называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, ребенок ставит машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.
Во втором варианте взрослый, размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней), а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).
«Заколдованное слово»
Злой волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние буквы. Расколдуйте их. В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.
«Привяжи шары»
Для игры нужно изображение шариков с рисунками. Ребенок определяет твердость/ мягкость заданного звука в названиях картинок. Если звук в слове твердый – нужно нарисовать к шарику ниточку синего цвета, если мягкий – зеленого.
«Жук»
Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.
«Шифровальщики»
Ребенок становится шифровальщиком, он должен зашифровать слова – заменить все звуки в них на символы, т.е. произвести фонематический анализ.
«Собери мячики»
Для игры нужны карточки, на одной стороне которых нарисованы мячи, а на другой разные предметы. Ребенку нужно разложить мячики по коробочкам. Если название картинки начинается на гласный звук, ее нужно положить в красную коробочку, если на твердый согласный звук – в синюю, если на мягкий согласный – в зеленую. Во втором варианте вместо мячиков можно использовать круги трех цветов. Ребенок достает из коробочки по одному «мячику» и придумывает слова. Если мяч красный - нужно придумать слово на гласный звук, синий – на твердый согласный, зеленый – на мягкий согласный.
«Мозаика»
Цель: дифференциация гласных-согласных, твердых - мягких звуков.
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок выстраивает мозаику, выкладывая квадрат нужного цвета (если звук гласный – красного, если звук твердый согласный – синего, если звук мягкий согласный – зеленого). Второй вариант: ребенок получает готовую мозаику. Нужно разгадать, какие звуки «построили» эту мозаику.

Ольга Осташова

Добрый вечер, уважаемые коллеги и друзья! Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактические игры на тему здоровья и спорта для дошкольников. Эта тема сейчас очень актуальна.

Решила сделать игру на спичечных коробках. Эту интересную идею увидела у Галины Шкребы и у Натальи Черниковой. Спасибо большое! Предлагаю свой вариант игры.

Дидактическая игра: «Угадай, чьи уши!»

Цель: дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные; расширить знания о домашних, диких, животных жарких стран; развивать зрительное восприятие, мышление, память, мелкую моторики рук.

Обклеила коробки самоклеящейся плёнкой, сверху приклеила картинку ушей, внутри картинку животного, человека.


Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение ушей, определяет, чьи уши. Затем находит и называет, вставляет в коробок. Правильность ответа ребёнок может проверить сам. Картинка с изображением ушей на верхней части коробка, совпадают с картинкой внутри.

Дидактическая игра: «Угадай по звуку».

Цель: развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с предметом; развивать исследовательскую деятельность; развивать мелкую моторику.



В каждый маленький контейнер положила небольшой предмет (пластмассовую скрепку, деревянный кубик, кусочек пенопласта, кусочек губки, железный зажим для занавесок). Предметы приготовила по два.

Хочу сказать, что пришлось поэкспериментировать, некоторые предметы издавали одни и те же звуки. Со временем можно заменить предметы, для сохранения интереса детей к игре.


Эти пять контейнеров с предметами положила в мешочки. Один контейнер оставила пустым.





Ход игры: в пустой контейнер ребёнок кладёт любой предмет на выбор. Прислушивается к звуку и отгадывает его, выбрав один из мешочков по звуку, для проверки открывает мешочек и проверяет.

Дидактическая игра: «Одень Машу и Мишу на прогулку»

Цель: формировать представление детей об одежде, её связи с сезоном, возрастом; показать детям зависимость здоровья ребёнка от одежды и времени года; формирование гендерных особенностей у детей, дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней, демисезонная; детская, взрослая; мужская и женская); закрепление знаний и навыков о сезонных изменениях в природе; закрепляет навыки сравнения и классификации предметов; развивает логическое мышление, внимание, память.





Приготовила картинки с изображением одежды, мальчика, девочки, четырёх времён года.

Ход игры: дети выбирают одну картинку из четырёх времен года и в соответствии с выбранным сезоном подбирают картинки с одеждой.

Воспитатель: - Как надо одеваться, чтобы не болеть?

Дидактическая игра: «Найди и назови!»

Цель: закреплять знания детей о видах спорта и умение их различать, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, расширять словарный запас.



Ход игры: ребёнок, подбирает нужные для данного вида спорта предметы, называет вид спорта и предметы.

Дидактическая игра: «Что полезно для зубов, что не полезно».

Цель: закрепить представления детей о том, какие продукты полезные, а какие вредные для зубов.



Воспитатель: - Поможешь Буратино, разобрать продукты. Какие продукты полезные, а какие вредные для зубов?

Ход игры: ребёнок раскладывает картинки с изображением полезных и вредных продуктов для зубов.

Спасибо за внимание!

Развитие

Неречевых

звуков

Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Игра «Громкие подсказки» . Педагог прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, – удары громкие, если он удаляется – тихие.

Игра «Подбери картинку или игрушку». Педагог издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит), а ребенок угадывает, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

“Коробочка гремит”

Цель – дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры . Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: “Коробочки гремят”. Поставьте все коробочки на стол в один ряд. Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

Игра «Скажи, что ты слышишь? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Узнай по звуку» . Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку» . Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Игра «Угадай-ка». У ребенка картинки с изображением волка, младенца, птички. Взрослый объясняет: “Волк воет: у-у-у”, “Младенец плачет: а-а-а”, “Птичка поет: и-и-и”. Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Игра «Близко – далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Игра «Поймай звук» . Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Педагог произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра « Верно-неверно ». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Упражнение «Подумай, не торопись». Предложите детям несколько заданий на сообразительность: – Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. – Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) – Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а. – Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на “А”; что начитается на “С”, в середине слова звук “Т” и т.д. Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра “Звук заблудился”. Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:Мама с бочками (дочками) пошлаПо дороге вдоль села.Сели в ложку (лодку) и – айда!По реке туда-сюда.

Игра «Сколько звуков» . Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы.о, .ук, ку.ак).Игра “Доскажи словечко” . Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:На ветке не птичка -Зверек-невеличка,Мех теплый, как грелка.Зовут его… (белка).

Ты не бойся – это гусь, Я сама его… (боюсь).

Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце слова или в середине, фишка становится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребёнку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: Гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

Поймать рыбку

Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребёнок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Найди место для своей картинки.

Цель. Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, например, есть звуки ш и ж.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж… «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду пока-зывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш или ж. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук ж, то её надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Будь внимателен.

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т. д.

Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребёнка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребёнок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно проводить и с другими звуками).

Угадай слово

Цель. Составление слов с определенным количеством слогов.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребёнка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Слова-перевёртыши

Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющий слова и при перевёртывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

Кто это?

Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Улиточка

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога,

Угадай, кто это

Цель. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. д. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить ещё 3 раза, а затем его меняет другой.

Лягушка

Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

Улавливай шепот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребёнка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

Слушай и выполняй

Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).

Описание игры.

Вариант 1. Педагог называет 1 – 2 раза несколько различных движений (одно – пять), не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задание ребёнок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. д. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.

Кто летит (бежит, идет, прыгает)?

Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребёнок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя. В конце игры педагог называет более внимательных. В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести ещё одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.

Запомни слова

Цель. Накопление словаря. Развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

Игра «Кто как кричит? »

«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;

«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: - Кто сидел на моем стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме? И т. П

“Аленушка- ревушка

Цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: “А… “, если ей хочется яблоко, она плачет: “А-А… “, если грушу – “А-А-А… “, если банан, то плачет: “А-А-А-А… “. Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

Воспроизведите звук “А” один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что

Развитие

восприятия

звуков

речи

Игра «Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам-всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Дифференциация по ритму:

Игра «Кто стучится? »

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры : Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Осторожные птицы

Цель. Закрепление представления по теме «Птицы».

Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.

Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелёта опускается на какой-нибудь лужок поестp/pь или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», – предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подаёт тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут с своим местам (стульчикам).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.

Чей пароход лучше гудит?

Оборудование. Каждому ребёнку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см, диаметр горлышка 1 – 1,5 см).

Описание игры. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырёк, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должны слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд.

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).

Одуванчики.

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активи-зация мышц губ.

Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребёнка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.

Надуй игрушку.

Цель. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Надувные игрушки небольших размеров: лошадки, лебеди, жирафы и т. п.

Описание игры. Детям раздают хорошо промытые резиновые надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может играть с надутой игрушкой.

Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем

Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюдатель-ности детей.

Оборудование. Шары.

Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнить. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы были,

Что вы видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были – не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.

Дети могут:

делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох. Поднять руки над головой – вдох, опускаясь – выдох. Развести руки в стороны – вдох, опускаясь – выдох. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох. Руки на поясе. Обвести локти назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох;

лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать на руки;

раздувать угасающий костёр. Для этого дети садятся на корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и медленно

Развитие

Речевого

дыхания

Придумай фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребёнок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Обгони

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.

Оборудование. Детские стульчики (пенёк, брёвнышко или скамеечка на участке, в лесу).

Описание игры.

Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10 – 15 шагах один стульчик (пенёк). Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька). Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок:

Девочке на ручку бабочка села.

Девочка бабочку поймать не успела.

После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

Дождик, дождик

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Палочка-выручалочка.

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование. Палочка (толщина 3-4 см, длина 30-40 см).

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

Палочка-выручалочка,

Игра «Узнай предмет по звуку»

Дидактические задачи. Рассказать детям о роли слуха в жизни человека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо слышит. Развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с предметом или частью его, узнавать по звуку о со­стоянии предмета.

Игровые действия. При­слушиваться к звукам, издаваемым разными предметами, и отгадывать их по звукам. Отмечать кружочком правильные ответы.

Правила игры. Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать.

Тот, кто правильно узнал, полу­чает какой-либо значок: кружок, звездочку,цветнойбилетик и др.

Оборудование игры. Шир­ма, которая находится в некотором

отдалении от детей. За нею пред­меты, издающие звуки: барабан, колокольчик, свисток, детская по­гремушка, книга, молоток, какой-ли­бо музыкальный инструмент (гар­мошка, музыкальная шкатулка и др.). Поднос со значками: кружоч­ки, звездочки - для тех, кто пра­вильно узнал предмет по звуку.

Ход игры

Воспитатель. Видеть, разли­чать предметы, вещи нам помогали глаза - зрение. А сейчас поиграем в игру «Узнай предмет по звуку». Вот ширма, за нею спрятались раз­ные предметы - вещи. Их мы и бу­дем узнавать по звукам. Должно быть тихо-тихо, чтобы лучше услы­шать звук и догадаться о предмете. Кто услышит звук, узнает, к какому предмету он относится, должен под­нять руку. У вас на столе лежат кружочки. Кто узнает предмет, один кружочек положит перед собой. Это означает, что он выиграл. У кого бу­дет больше кружочков, тот станет победителем.

После того как дети по звуку уз­нают предмет, воспитатель отмеча­ет, кто сказал правильно, и разре­шает взять кружочек или какой-либо значок (какой принят по догово­ренности).

Иногда для проверки и усложне­ния задачи воспитатель вызывает нескольких детей сказать ей тихо, чей звук они услышали. Или просит подтвердить правильность ответа и тем самым привлекает к активному участию всех. После того как опро­бованы на звук все предметы, какие были намечены, воспитатель спра­шивает, как же дети узнали, к ка­кому предмету относится звук. Что помогло им узнать? Дети обычно го­ворят, что они услышали звук. Не­которыеговорят:помогло ушко. Воспитатель уточняет: «Помо­гает слух. Вы слушали, услышали и вам помогал слух. У нас помощни­ком было зрение, а теперь нашли нового помощника. Какого?» Дети. Слух.

Воспитатель. Какую же пользу приносит человеку слух, где, какие звуки он помогает услышать?

Сразу дети могут и не ответить на поставленный вопрос. Педагог наводящими вопросами помогает детям найти ответ. Какие звуки до­ма? Тиканье часов, звонок телефо­на, шипение пылесоса, звон посуды, звонок в дверь и др.

Звуки города: шум машин, звук трамвая, сигнальные звуки.

Звуки в природе: крики птиц, го­лоса животных, плеск ручья, волн, шуршание падающих листьев, рас­каты грома.

Примечание. Содержание игры довольно сложно, так как дети не видят предмета, о котором нужно сказать. Его заменяет звук. Игре следует придавать некоторую таин­ственность «открытия» чего-то ново­го, необычного для детей.

Игра«Устроимвыставку вещей»

Дидактические задачи. Закрепить представление о том, что разные вещи.имеют разное назна­чение. Разделить вещи по их назна­чению. Воспитывать бережное отно­шение к вещам.

Игровая задача. Устроить выставку вещей.

Игровые действия. Ото­брать из общего количества разных вещей предметы определенного на­значения. Организовать выставку с несколькими отделами.

Правила игры. Разделиться на группы по 4-6 человек по жела-

нию (иногда по совету воспитате­ля). Каждой группе отбирать вещи только для своего отдела. Устраи­вать отдел самостоятельно, совету­ясь друг с другом, помогая при не­обходимости.

Оборудование. Игрушки или картинки, изображающие предметы обихода: мебель, посуду, одежду, обувь; хорошо, если будут какие-либо смешные игрушки, картинки (в одной «путанице» оказался на­стоящий детский красный сапожок, что вызвало у детей веселый смех).

Предметов каждого вида должно быть не менее 10-12. Все предме­ты (вещи) раскладываются на двух-трех сдвинутых столиках, но так, чтобы дети могли к ним подойти. Для организации выставки хорошо иметь полочки (складные), стенды с полочками, этажерки, стенды-пол­ки с прорезями для картинок.

Ход игры

Воспитатель. Мы были путе­шественниками, ходили в «страну вещей». Все было в порядке. А но­чью, как в сказке, все предметы, вещи, картинки сошли со своих мест, и получилась путаница. Что делать? Разберем вещи и устроим выставку вещей. Красивую выстав­ку! Вещи все разные по форме, по цвету, из разных материалов. Вы­ставку вещей покажем ребятам под­готовительной группы. А как вы бу­детеразбиратьпутаницу вещей?

Дети. Можно по цвету... По форме... И еще как-нибудь.

Воспитатель. Подумайте, по­думайте... Как еще можно?

Ол я. Картинки с картинками...

С е н я. На картинках может быть разное нарисовано.

Кира. Я догадалась... Вещи - какие для чего -так и надо разо­брать.

Воспитатель. Кира хорошо догадалась - вещи нужно разо­брать по назначению, для чего каж­дая вещь нужна. Например: мебель, посуда...

Олег. Одежда и обувь...

Зина.Чтонаголове носят...

Воспитатель. А как точнее сказать? Кто сможет?

Катя. Шапочки, береты, кепки...

Воспитатель. Это-голов­ные уборы.

Костя. Вещи, которые в школу берут...

Воспитатель. А как сказать точнее? Кто скажет?

Антон. Вещи школьника.

Воспитатель. Школьные ве­щи или учебные. Еще говорят: школьные принадлежности. А про самые-самые свои любимые вещи забыли?

Дети (хором). Игрушки, иг­рушки.

Воспитатель. Вот сколько от­делов будет на выставке: мебель, посуда, одежда, головные уборы, школьные вещи, игрушки. Такие будут отделы на выставке нужных человеку вещей. Подумаем, где ка­кой будет отдел (вместе с детьми определяются места).

Вещи нужно разбирать аккурат­но, не сломать, не помять. Не то­ропитесь! Вот тут будет стоять зво­ночек. Когда выставка будет готова, можно позвонить и ждать гостей - тех, кому будем показывать ее.

Примечание. Во время устройст­ва выставки педагог незаметно по­могает детям.

Сюрпризом могут быть цветные значки-кружочки на цветной ниточ­ке «На память о выставке», которые даются устроителям и дарятся гос­тям. В качестве гостей-посетителей нужно приглашать группы детей (8-10 человек).

Игра «Узнаем, из чего сделаны платья и костюмы, кто их сделал, откуда они появились»

Дидактические задачи. Рассказать детям о том, что их платья и костюмы сделаны из хлоп­чатобумажной ткани. Хлопок растет там, где много солнца и тепла. Из хлопка прядут нити, а из нитей ткут хлопчатобумажные ткани: си­тец, сатин и др.

Много платьев, костюмов шьют на швейных фабриках, дома их шьет мама, бабушка.

Игровая задача. Узнать, из чего сделаны платья, костюмчики, кто и как их сделал.

Игровые действия. Путе­шествие туда, где растет хлопок. Путешествие в «ситцевое царст­во»-туда, где из хлопка изготов­ляются хлопчатобумажные ткани. Путешествие на фабрику одежды, где ткань превращается в платья и костюмы.

Правила игры. Слушать вни­мательно рассказ педагога, рассмат­ривать картинки.

Оборудование игры. Кар­тинки, изображающие: хлопковые поля, хлопок (цветок с коробочкой хлопка); большие машины, отвозя­щие хлопок на фабрики; очищающие хлопок от семян; прядильно-ткацкие фабрики, ткачих, изготовляющих полотно, художников, делающих ри­сунки на тканях; печатные машины, наносящие рисунки на ткани. Об­разцы хлопчатобумажных тканей: ситец, сатин, бязь и др. Картинки, на которых нарисована разная одежда из ситца.

Ход игры

Воспитатель. Знаете ли вы, из чего сделаны ваши платья, костюмчики? Посмотрите внима­тельно на платья и костюмчики. Многие из них сшиты из хлопчато­бумажной ткани. Хлопок, из которо­го они сделаны, растет там, где много тепла и солнца.

Первое наше путешествие и бу­дет в Узбекистан, где растет хлопок. (Дети рассматривают растения хлопчатника и плоды-коробочки с белыми пушистыми комочками хлоп­ка.) Эти коробочки собирают и от­правляют на очистительные фабри­ки. Там хлопок расчесывают щет­ками и пересылают на прядильно-ткацкие фабрики. Прядильные ма­шины прядут нити и наматывают их на веретена. Веретен в машинах очень много, и ткань получается широкая. Художник придумывает рисунок для ткани. Печатная маши­на наносит рисунок на ткань. Так получается ситец или сатин (по­казать образцы с разными рисун­ками). Из этой ткани на швейной фабрике шьют разную одежду

Игра «Путешествие в лес (парк) впоискахдиковинных снежных фигурок, зверьков»

Дидактические задачи. Углубить знания детей о зиме, эсте­тическое восприятие красоты зимне­го леса: сверкающий снег, снег на верхушках и ветвях деревьев. На­учить детей наблюдать, всматри­ваться в снежные сугробы и нахо­дить в них сходство с разными фи­гурками, зверюшками. Упражнять детей в проявлении организованно­сти, заботы друг о друге, взаимопо­мощи.

Понаблюдать повадки птиц (во­робья, синички, снегиря). Вызвать у детей желание угостить воробьев крошками хлеба, синичек - семеч­ками, белку - морковкой, орешка­ми и др.

Игровые действия опреде­ляютсясодержанием путешествия.

Оборудование путешествия. Блокнот (тетрадь) для записей и не­обходимых зарисовок, пакетики с кормом для птиц, лопаточки.

Правила игры. Путешествен­никидолжныслушать указания

старшего путешественника - воспи­тателя. Помогать друг другу. Не разбегаться далеко. Интересные наблюдения сообщать воспитателю для записи в журнал путешествия (блокнот). Не шуметь во время на­блюдений, не пугать птиц, зверюшек.

Организация детей. Путе­шествие проводится после чтения книги Н. И. Сладкова «Солнцево­рот - январь месяц».

Воспитатель привлекает детей к обсуждению вопросов: какое время выбрать для путешествия; что нуж­но приготовить и взять с собой; кто будет помощниками старшего путе­шественника. (Роль помощников привлекает детей и побуждает к ор­ганизованности, охотному подчине­нию указаниям воспитателя.)

Ход игры

Воспитатель напоминает слова писателя: «Красив лес или парк зимой. Лес полон диковинок. Хо­чешь увидеть - поторопись» и пред­лагает детям провести игру-путе­шествие в лес (парк).

Во время путешествия воспита­тель обращает внимание детей на следы птиц, зверьков на снегу и за­гадывает детям загадки:

В сосне дупло, В дупле тепло.

А кто в дупле ж и нет в тепле?

Кто рисует па снегу длинные цепочки, Кто расставил на бегу крестики и точки?

Далее воспитатель читает стихо­творение Н. А. Некрасова «Мороз-воевода» (три абзаца) и тем самым углубляет поэтическое восприятие леса в зимнее время. Она предла­гает путешественникам посмотреть «Хорошо ли метели лесные тропы занесли, и нет ли где... голой зем­ли...».

«А что сделали бы вы, если бы заметили, что ветер сдул снег с кор­ней молодого деревца? И почему нужно так сделать?» - спрашивает воспитатель.

(Этим вопросом воспитатель под­водит детей к пониманию того, что снег сохраняет тепло для корней де­рева.) Дети засыпают оголенные корниснегом,помогают деревцу.

Воспитатель готовится к игре-общению как к празднику поэзии/ Такие праздники нужно дарить де­тям, согревать их чувством радости, хорошего волнения, удивления, вос­торга. Итогом игры является общее переживание радости открытия но­вой страницы жизни.


Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дидактическая игра «Часы»

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! .
— Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз) .
— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

Диактическая игра «Медвежата мед едят»

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) .
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическое упражнение «На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Дидактическая игра «Кто в домике живет? »
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра «Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактическая игра «Позови свою маму»

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактическая игра «Отзовись»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполне¬нием движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно¬му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель¬но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит иг¬ру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, ко¬торый становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают дру¬гого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал гла¬за. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового вы¬доха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумаж¬ных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку дли¬ной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмот¬рите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок мо¬жет дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произно¬сить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно при¬гнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при про¬изнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произно¬сили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Громко - тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую маши¬ны, большой и маленький барабаны, большую и маленькую ду¬дочки.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сиг¬нал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а малень¬кая — тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количе¬ства детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Дидактическая игра «Магазин»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

Дидактическая игра «Колокольчики»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Идут животные»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.
— Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
— Идут поросята, они топают еще тише…
— Идут ежики, они топают очень тихо…
— Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Кукушка и дудочка»

Ход: В: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком»
Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.
Ход: В: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком…
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком…
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

Дидактическое упражнение «Подуем на шарик»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Ветерок».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

Дидактическое упражнение «Оближем губы»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

Дидактическая игра «Гуси»
Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста – описания.
Материал: картина «Гуси»
Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.
В: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
В: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Захлопали гуси крыльями, улетели.
(Игра повторяется 3-4 раза)

Дидактическая игра «Угадай по голосу»
Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материал: корзина с игрушками.
Ход:
В: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка)…
Д: Петух
В: А это, дети (показывает картину), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря7
Дети: Утка.
В: Кто квакает ква-ква?….
В: Кто кукарекает: кукареку?…
В: А как кукушка кукует?
В: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)
В: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)
Д: Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? кукует)
В: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.)
Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми)
Игрушки остаются для свободной игры детей.

Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
В: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка»
Елочка – белочка
Оник – слоник
(После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Дидактическая игра «Загадки»
В: Наша лягушка любит отгадывать загадки.
В-ль с помощью жестов, мимики, звуков изображают животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка… Мишка косолапый…)
Далее загадки загадывают дети.

Рассказать друзьям