I. Общие положения
1. Руководитель физического воспитания относится к категории специалистов.
2. На должность руководителя физического воспитания назначается лицо,
3. Назначение на должность руководителя физического воспитания и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по
4. Руководитель физического воспитания должен знать:
4.1. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием, физкультурой и спортом по вопросам образования, физкультуры и спорта.
4.2. Конвенцию о правах ребенка.
4.3. Основы трудового законодательства.
4.4. Основы педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания.
4.5. Правила охраны жизни и здоровья обучающихся.
4.6. Методику проведения занятий на спортивных сооружениях и снарядах.
4.7. Формы составления отчетной документации.
4.8. Правила и нормы охраны труда и техники безопасности и противопожарной защиты.
6. На время отсутствия руководителя физического воспитания (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Руководитель физического воспитания:
1. Планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждении.
2. Осуществляет проведение учебных занятий по физическому воспитанию обучающихся в объеме 360 часов в год и руководство работой преподавателей физкультуры.
3. Организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися.
4. Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки.
5. Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке.
6. Отвечает за организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий в каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей.
7. Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку.
8. Организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья.
9. Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением правил техники безопасности, за хранением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования.
10. Планирует ассигнования на приобретение спортивного имущества.
11. Содействует подготовке общественных физкультурных кадров.
12. Составляет отчетность по установленной форме.
III. Права
Руководитель физического воспитания вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Руководитель физического воспитания несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция руководителя физического воспитания
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1 .Руководитель физического воспитания назначается и освобождается от должности приказом директора колледжа.
1.2 .Руководитель физического воспитания подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.3.Руководителю физического воспитания подчиняются преподаватели физического воспитания и учебно- вспомогательный персонал лаборатории ФВ.
1.4.Руководитель физического воспитания должен иметь высшее профессиональное об-разование в области физкультуры и спорта,без предъявления требований к стажу работы, ли-бо высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку в области физкуль-туры и спорта без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2-ух лет.
2.ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1.Планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных заня-тий по физическому воспитанию (физической культуре) .
2.2.Осуществляет проведение учебных занятий по физическому воспитанию обучаю-щихся в объеме не более 360 часов в год.
2.3.Руководит работой преподавателей физкультуры.
2.4.Организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися.
2.5.Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспита-ния обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течении всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической под-готовки.
2.6.Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского об-следования и тестирования обучающихся по физической подготовке.
2.7.Обеспечивает организацию и проведение оздоровительных физкультурных меро-приятий во внеучебное время.
2.8.Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку.
2.9.Организует работу физкультурно - оздоровительных центров, кабинетов здоровья.
2.10.Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением безопасности при проведении учебных занятий, за хра-нением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования.
2.11.Планирует ассигнования на приобретение спортивного имущества.
2.12.Содействует подготовке общественных физкультурных кадров.
2.13.Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации.
2.14.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
2.15.Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учре-ждения, а также в деятельности методических объединений и других форм методической работы.
2.16.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
2.17.Осуществляет связь с родителями обучающихся (лицами их заменяющими).
2.18.Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.19.Сохраняет конфиденциальность служебной информации, а также персональных данных обучающихся и работников.
3.ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
3.1.Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.
3.2.Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность.
3.3.Конвенцию о правах ребёнка
3.4.Основы педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания.
3.5.Правила охраны жизни и здоровья обучающихся.
3.6.Методику проведения занятий на спортивных сооружениях и снарядах.
3.7.Формы составления отчетной документации, теорию и методы управления образо-вательными системами.
3.8.Методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональ-ной, коммуникативной, информационной, правовой).
3.9.Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода, методы установления контакта с обучающимися разного возраста. их родителями, педагогическими работниками.
3.10.Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и раз-решения.
3.11.Основы экологии, экономики, социологии, трудовое законодательство.
3.12.Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
3.13.Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3.14.Правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.15.Положение об обработке и защите персональных данных.
4.ИМЕЕТ ПРАВО
4.1.Участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности кол-леджа. Пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных подраз-делений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором.
4.2.Выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивиду-альным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.
4.3.На организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональ-ной деятельности.
4.4.Обжаловать приказы и распоряжения администрации учебного заведения в установ-ленном законодательством порядке.
4.5.Лично участвовать в подведении итогов проверки своей работы администрацией кол-леджа или органами управления.
4.6.Обмениваться опытом работы с преподавателями других учебных заведений.
4.7.Составлять и вносить изменения в установленном порядке в рабочие учебные про-граммы, в содержание и тематику лабораторно-практических работ.
4.8.Проводить в установленном порядке педагогические эксперименты.
4.9.Направлять студентов для объяснений по вопросам дисциплины и успеваемости в учебную часть.
4.10.На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.11.На корректное в этическом и правовом отношении дисциплинарное расследование.
4.12.Обращаться с предложениями к администрации колледжа по улучшению организации учебного процесса по физическому воспитанию.
4.13.Привлекать для организации и проведения спортивно-массовых мероприятий препода-вателей и учебно-вспомогательный персонал.
4.14.Вносить предложения о материальном поощрении студентов, добившихся высоких спортивных результатов.
4.15.Требовать с подчиненных соблюдения норм и правил трудового законодательства.
4.16.Проходить курсы повышения квалификации.
5.НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1.За невыполнение Устава, правил внутреннего распорядка, требований по технике безо-пасности, трудовой дисциплины.
5.2.За реализацию образовательных программ не в полном объеме, установленном учебным планом и графиком учебного процесса.
5.3.За несоблюдение прав и свободы обучающихся.
5.4.За жизнь и здоровье обучающихся во время занятий.
5.5.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психологическим насилием.
Восточное окружное управление «Утверждаю»
образования
Департамент образования г. Москвы Руководитель учреждения
Государственное образовательное _____________________
Учреждение детский сад № 000
Должностная инструкция
Регистрационный номер № 7
г. Москва 2010 г.
Должностная инструкция
воспитателя по физкультуре ГОУ детского сада № 000
1. Общие положения
1.1. Руководитель физического воспитания относится к категориям специалистов д/с, принимается и увольняется руководителем ДОУ.
1.2. Основной задачей руководителя физического воспитания является обеспечение повышения уровня физической и спортивной подготовки, укрепление и охрана здоровья детей.
1.3. В своей работе руководитель физического воспитания руководствуется: Международной Конвенцией о правах ребенка;
Законом об образовании РФ;
Законами РФ, решениями правительства РФ и органов управления образования по вопросам образования;
Типовым положением о ДОУ;
Уставом дошкольного учреждения
Образовательной программой д/с;
1.4. На должность руководителя физической культуры принимаются лица, имеющие среднее или высшее профессиональное образование .
1.5. Руководитель физического воспитания должен владеть вопросами: возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; культуры труда и педагогической этики; охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты; составления отчетной документации.
2. Функции
На руководителя физического воспитания возлагаются следующие функции:
2.1. Поведение работы по обучению детей в соответствии с программой и методиками физического воспитания.
2.2. Определение задач и содержания занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей детей.
2.3. Обучение детей владениями навыками и техникой выполнения упражнений, формирование их нравственно – волевых качеств.
3. Должностные обязанности
Руководитель физического воспитания должен:
3.1. Принимать участие в составлении годового плана д/с по разделу «Физическое воспитание», осуществляет пополнение материальной базы по данному разделу.
3.2. Осуществлять проведение занятий по физическому воспитанию, организацию и проведение оздоровительных мероприятий .
3.3. Организовывать с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования детей по физической подготовке.
3.4. Совместно с медицинскими работниками д/с контролировать состояние здоровья детей, регулировать их физическую нагрузку.
3.5. Проводить с родителями работу по вопросам оздоровления детей.
3.6. Участвовать в подготовке и проведении родительских собраний, вечеров развлечений, родительского всеобуча, лектория «Здоровье ребенка в ваших руках».
3.7. Проводить совместные занятия взрослых и детей.
3.8. Сотрудничать с музыкальным руководителем, воспитателями групп.
4. Права
Руководитель физического воспитания имеет право:
4.1. Участвовать в Совете педагогов детского сада.
4.2. Проводить беседы с воспитателями групп и обслуживающим персоналом по вопросам организации физкультурных занятий.
4.3. 2 – 3 раза в год оформлять уровневую оценку физического развития каждого ребенка (используя диагностическую методику по своему выбору).
4.4. Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, методические приемы работы с детьми, вести пропаганду физической культуры среди сотрудников д/с и родителей.
4.5. Планировать ассигнование на приобретение спортивного имущества.
4.6. На ежегодный оплачиваемый отпуск 42 календарных дня.
5. Ответственность
Руководитель физического воспитания несет ответственность за:
5.1. Качественное выполнение программы по разделу «Физическое воспитание».
5.2. Состояние и эксплуатацию имеющихся спортивных сооружений и помещений.
5.3. Хранение и правильное использование спортивной формы, инвентаря, оборудования.
5.4. Выполнение инструкции охраны жизни и здоровья детей.
5.5. Выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. (административная ответственность в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством)
5.6. Нечеткое и несвоевременное выполнение должностных обязанностей., предусмотренных настоящей инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка д/сада, законных распоряжений руководителя д/с руководитель физического воспитания несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым кодексом . За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.7. За применение, в том числе однократное, методов воспитан6ия, связанных с физическим и (ИЛИ) психическим насилием над личностью воспитанника руководитель физического воспитания может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым Законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Руководитель физического воспитания:
6.1.Работает по графику, утвержденному зав. д/с.
6.2. Информирует зав. д/с, дежурного администратора о всех чрезвычайных происшествиях в д/с, связанных с жизнью и здоровьем детей.
6.3. Получает от зав. д/с, старшего воспитателя информацию нормативно – правового и организационно – методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическим работниками, старшим воспитателем.
6.5. Передает информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.
С должностными обязанностями
воспитателя по физкультуре ГОУ д/с № 000
ознакомлен(на) и согласен(на)
«____»____________200__ г.
УТВЕРЖДАЮ |
|||||||
(наименование предприятия, организации, учреждения) |
(руководитель предприятия, организации, учреждения) |
||||||
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ |
|||||||
00.00.0000 |
№ 00 |
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
||||
Структурное подразделение: |
Образовательное учреждение |
||||||
Должность: |
Руководитель физического воспитания |
||||||
00.00.0000 |
|||||||
- Общие положения
- Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность руководителя физического воспитания.
- Руководитель физического воспитания относится к категории специалистов.
- Руководитель физического воспитания назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя образовательного учреждения.
- Взаимоотношения по должности:
1.4.1 |
Прямое подчинение |
Руководителю образовательного учреждения |
1.4.2. |
Дополнительное подчинение |
Заместителю руководителя |
1.4.3 |
Отдает распоряжения |
‑‑‑ |
1.4.4 |
Работника замещает |
Лицо, назначенное в установленном порядке |
1.4.5 |
Работник замещает |
‑‑‑ |
- Квалификационные требования руководителя физического воспитания:
образование |
высшее профессиональное образование |
|
опыт работы |
Без предъявления требований к стажу работы |
|
знания |
Конституцию Украины. Законы Украины, постановления и решения Правительства Украины и органов управления образованием по вопросам образования. Конвенцию о правах ребенка. Правила охраны жизни и здоровья обучающихся. Методику проведения занятий на спортивных сооружениях и снарядах. Формы составления отчетной документации. Правила и нормы охраны труда и техники безопасности и противопожарной защиты. Основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. |
|
навыки |
работы по специальности |
|
дополнительные требования |
Педагогический стаж |
- Документы, регламентирующие деятельность руководителя физического воспитания
3.1 Внешние документы:
Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы.
3.2 Внутренние документы:
Устав образовательного учреждения, Приказы и распоряжения директора образовательного учреждения; Положение о подразделении, Должностная инструкция руководителя физического воспитания, Правила внутреннего трудового распорядка.
- Должностные обязанности руководителя физического воспитания
Руководитель физического воспитания:
4.1. Планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждении.
4.2. Осуществляет проведение учебных занятий по физическому воспитанию обучающихся в объеме 360 часов в год и руководство работой преподавателей физкультуры.
4.3. Организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися.
4.4. Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки.
4.5. Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке.
4.6. Отвечает за организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий в каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей.
4.7. Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку.
4.8. Организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья.
4.9. Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением правил техники безопасности, за хранением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования.
4.10. Планирует ассигнования на приобретение спортивного имущества.
4.11. Содействует подготовке общественных физкультурных кадров.
4.12. Составляет отчетность по установленной форме.
- Права руководителя физического воспитания
Руководитель физического воспитания вправе:
5.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
5.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
5.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
5.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
- Ответственность руководителя физического воспитания
Руководитель физического воспитания несет ответственность:
6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.
6.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.
- Условия работы руководителя физического воспитания
7.1. Режим работы руководителя физического воспитания определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
- Условия оплаты труда
Условия оплаты труда руководителя физического воспитания определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.
- Заключительные положения
- Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Образовательного учреждения, другой — у работника.
- Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.
- Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора образовательного учреждения.
Руководитель структурного подразделения |
|||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
||
СОГЛАСОВАНО: |
|||
Начальник юридического отдела |
|||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
||
00.00.0000 |
|||
С инструкцией ознакомлен: |
|||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
||
На своей страничке Вас приветствует руководитель физического воспитания
Гришанова Ольга Георгиевна
В настоящее время большое внимание уделяется физическому воспитанию дошкольников, охране и укреплению их здоровья.
Вся работа руководителей физического воспитания, педагогов в нашем учреждении дошкольного образования направлена на реализацию следующих
задач:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- совершенствование их физических возможностей;
- развитие двигательной активности;
- воспитание чувства взаимоподдержки, товарищества, доброжелательного отношения к сверстникам;
- обеспечение физического и психического благополучия.
Для успешной реализации поставленных задач в детском саду созданы условия обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Оборудован спортивный зал, в каждой возрастной группе имеются центры здоровья, на территории учреждения имеется физкультурная площадка.
Руководитель физического воспитания оснащен нормативной правовой документацией, методическими рекомендациями, учебно-методическими документами в области образования и спорта Республики Беларусь. Оформлены картотеки ОРУ, утренней гимнастики, подвижных игр, материалами по обучению здоровому образу жизни. Разработаны планы взаимодействия со специалистами, конспекты консультаций, досугов, физкультурных праздников. Ведётся работа с семьями воспитанников.
У педагогов имеются данные о состоянии здоровья воспитанников, их физическом развитии, противопоказания и рекомендации врача, что свидетельствует об организации физкультурно-оздоровительной работы с учётом состояния здоровья воспитанников.
Планирование по физическому воспитанию осуществляется в соответствии с программой Дошкольного образования. В планах педагогов отражается работа с воспитанниками в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: утренней гимнастике, физкультурных занятиях, подвижных играх и физических упражнениях на прогулке, двигательных перерывах, активном отдыхе.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых спортивных праздников, досугов, соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество. Но объединяет их общая задача - воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни, а также получение возможности проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
В нашем детском саду имеются свои физкультурные традиции: одной из них является ежегодное проведение праздника “Мама, папа, я - спортивная семья!”, с участием воспитанников и их родителей. Это очень яркое и зрелищное мероприятие. Ведь родители вместе с детьми участвуют во всех конкурсах. А также 1 июля в Международный День защиты детей в учреждении проводятся «Весёлые старты!».
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, создана атмосфера взаимоуважения.
Двигательная активность и здоровье ребёнка
Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору, и мы не можем увести их домой. Это представляется нам шаловливостью, нежеланием подчиняться нашим требованиям. Так ли это? Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если его движения ограничивать на протяжении 2-3 часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью. В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях. Задача родителей - создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей.
Почему это важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.
Вашему ребенку пять лет, через год он идет в школу. Занятия в школе, учебные нагрузки, необходимость продолжительной время сидеть за партой могут привести к ограничению его двигательной активности. Закономерно встает вопрос - как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в семье? Утренние часы - минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять. Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание - и вялости, сонливости, как не бывало.
В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!
Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике, подвижных играх, - обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.
Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка - доступны всем, так же как санки, коньки, лыжи. Приобретайте их.
В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, плаванье. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия.
Ученые установили, что ребенок 5-7 лет должен делать 13-17 тысяч шагов, находиться в движении 2,5-3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, прыжки, другие виды движений.
Если ваш ребенок посещает детский сад, то там занятия физической культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста детей. Программа включает постепенно увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др. эти занятия являются составной частью режима дня в детском саду. Но их недостаточно.
Вечером, когда вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка - это ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения. Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.
Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но и способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.
Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.
Десять советов по укреплению физического здоровья детей
Совет 1 . Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.