Тема: «дети и их проблемы. Раттер М

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

troubled children

1984 PENGUIN BOOKS

Перевод с английского

О. В. Баженовой, Г. Г. Гаузе

Общая редакция кандидата психологических наук

А. С. Спиваковской

Предисловие кандидата психологических наук

О. В. Баженовой

и кандидата психологических наук

А. Я. Варга

«ПРОГРЕСС»

Б БК 88.8

Р 25

Редактор Н. В. Щукин

Раттер М.

Р25 Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред.

А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и

А. Я. Варга - М.: Прогресс, 1987. - 424 с: ил.

В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которой в течение ряда лет руководил М. Раттер. Книга знакомит чи­ тателей с феноменологией эмоциональных расстройств и нарушений поведения детей, а также с практикой их выявления, психологического анализа н терапии. Книга полезна не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям, имеющим трудности к воспитании ребенка.

С Michael Rutter, 1975

ijC. Перевод на русский язык с сокращениями и предисловие

«Прогресс», 1987

Вступительная статья

В последнее время в нашей стране большое развитие получила практическая психология. Возникают много­ численные психологические службы - семейные, пси­ холого-педагогические, медико-психологические, профориентационные. Практические психологи сотруднича­ ют с учителями, психиатрами, невропатологами, нарко­ логами. Они работают и на производстве, и в клиниках, и в домах для престарелых.

Одной из важнейших задач современной практиче­ ской психологии является психологическая коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям, которые доставляют окружающим немало хлопот. Возможности психологической коррек­ ции и отличия от более традиционной психотерапии в ее различных вариантах, которыми владеют только получившие специальное медицинское образование вра­ чи, составляют предмет дискуссии на страницах жур­ налов1 . Бесспорным остается факт, что в настоящее вре­ мя мы переживаем бурное рождение новой, во многом до конца не изученной формы оказания социальной психологической помощи людям, в частности детям.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подра­ стающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с небла­ гоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.

Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений

и установок, изменение желаний и привычек, появляет-

" П о л я к о в Ю. Ф., С п и в а к о в с к а я А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний. - В сб.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Республиканский сборник научных трудов. Л., 1985, с. 1 1 9 - 1 2 6 .

ся неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический харак­ тер. Как помочь такому ребенку? Как уменьшить его страдания? Что посоветовать его родителям? Как вести себя с ним учителям?

Непросто найти ответы на эти и многие другие аналогичные вопросы. Анализ каждого отдельного слу­ чая требует индивидуального подхода: внимательного и компетентного отношения специалистов. В этом смо­ жет убедиться каждый, кто прочтет книгу М. Раттера «Помощь трудным детям». Хочется сразу оговориться. В данном случае трудными названы дети, которые изза эмоциональных расстройств или нарушений поведе­ ния оказываются трудными для взрослых.

Эти расстройства причиняют самим детям не мень­ ше неприятностей, чем окружающим, так как прежде всего лишают их радости детства. Кто же сможет дать необходимый совет, помочь в безвыходной, казалось бы, ситуации?

Книга М. Раттера, крупного английского специа­ листа в области детской психиатрии, посвященная проблемам трудных детей и ориентированная в первую очередь на педагогов и практических психологов, пред­ ставляется в этой связи очень актуальной и современ­ ной. И хотя многие моменты в этой книге могут пока­ заться спорными, в целом она дает возможность позна­ комиться с зарубежным опытом психологической диаг­ ностики и психологической коррекции и сравнить неиз­ бежные различия, вызываемые разными методологи­ ческими подходами к принципам и методам диагности­ ки.

Те, кто прочтет эту книгу, смогут узнать интересные факты из опыта работы руководимой М. Раттером клиники, где в тесном содружестве работают специали­ сты различного профиля, объединенные общим жела­ нием - принести максимальную пользу ребенку с неблагоприятными особенностями психики. Вместе с тем следует предупредить читателя, что эта книга, написанная для лиц, не имеющих специального меди­ цинского образования, но в силу обстоятельств сталки­ вающихся с аномалиями душевной жизни детей или с трудностями их поведения, не представляет собой учебника по детской психологии.

Книга условно делится на несколько разделов. Первый посвящен проблемам разрабатываемой М. Раттером на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) системы диагностики наруше­ ний психического развития ребенка. Во втором - кратко систематизированы основные факты, касающиеся вопро­ сов нормального развития ребенка. Многие из них пред­ ставят несомненный интерес для читателя.

В третьем разделе книги рассмотрены данные, ука­ зывающие на зависимость поведения родителей от особенностей ребенка, обсуждаются индивидуальные различия между детьми, а в четвертом - наоборот, вопросы, связанные с влиянием окружающей среды на развитие ребенка.

Далее в книге подробно описываются различные симптомы нарушенного психического развития, такие, как эмоциональная холодность ребенка, его агрессив­ ность, асоциальное поведение и т. д. И наконец, в послед­ нем разделе автор останавливается на обсуждении во­ проса эффективности различных способов психотерапии диагностируемых нарушений. Все разделы книги богато иллюстрированы примерами из клинической практики, которые позволяют читателю окунуться в живую реаль­ ность психокоррекционного процесса.

Остановимся на некоторых основных проблемах книги. В первой главе автор излагает разрабатываемые им принципы диагностики болезненных состояний у детей. Прежде всего следует принять во внимание, что книга М. Раттера адресована английскому читателю и поэтому она в популярной форме знакомит с принятой в Англии процедурой диагностики психического состоя­ ния детей, которая во многом не совпадает с совет­ скими принципами и методами. В связи с этим у со­ ветского читателя, знакомого с основами отечественной психиатрии и принятого в нашей стране нозологиче­ ского подхода, ряд моментов не может не вызвать возра­ жений. Так, в частности, бросается в глаза отсутствие единого основания в предлагаемой автором классифи­ кации эмоциональных расстройств и нарушений по­ ведения у детей, различный удельный вес призна-

ков, принимаемых во внимание при постановке диаг­ ноза.

Может показаться странным, что в книге, не рас­ считанной на врачей, достаточно много места уделяется психиатрической диагностике. Правда, помимо диагно­ стики симптомов и синдромов, в ней большое внимание уделяется факторам социальной среды: семье ребенка, особенностям его общения со сверстникамл, школьной ситуации. Как и многие западные исследователи, ав­ тор явно не видит разницы между психиатрической и психологической диагностикой. В то же время в оте­ чественной психологии эта разница считается весьма существенной.

Если предметом психиатрической диагностики яв­ ляются психические заболевания, то психологическая диагностика ставит перед собой цель определить соб­ ственно психологический статус ребенка: особенности развития его высших психических функций, склад его личности, характера, темперамента. Психологическая диагностика, в отличие от психиатрической, касается не только больного ребенка, но и здорового. В опреде­ ленном смысле для психологической диагностики не существует больных и здоровых детей, а есть лишь существо психологической проблемы. Таким образом, психологическая и психиатрическая диагностики ни­ как не противоречат друг другу, а полезно друг друга дополняют. Собственно смысл психологического ис­ следования в раннем детстве- не постановка клиниче­ ского диагноза в терминах детской психиатрии или невропатологии, а обнаружение и правильная квалифи­ кация психологического дефекта развития.

Для этого прежде всего необходимо выявить меха­ низм и причины существующих нарушений развития, выделить ведущий психологический дефект. Правиль­ ное понимание природы дефекта в свою очередь позво­ ляет правильно обосновать пути его коррекции и ком­ пенсации.

Задачи патопсихологического исследования психи­ ческого развития ребенка раннего возраста можно опре­ делить следующим образом.

1. Оценка состояния развития в целом с учетом развития отдельных функций (главным образом по­ знавательной, эмоциональной, внимания, памяти, ре­ чи, восприятия и т. д.).

При этом в центре внимания исследователя находит­ ся процесс выполнения экспериментальных заданий как отражение психической деятельности ребенка, и поэтому становится не столько важен достигнутый результат, сколько возможность организации деятель­ ности по выполнению задания. Обычно учитывают: а) возможность самостоятельного контроля за психиче­ ской деятельностью или же необходимость организации ее со стороны взрослого; б) насколько ребенок пред­ ставляет себе цель собственных действий и, что самое важное, может организовать целесообразное поведе­ ние, особенно для тех случаев, когда цель деятельности непосредственно в восприятии не задана; в) понимание ребенком несоответствия достигаемых результатов ожидаемым; г) выбор действий или системы действий по исправлению допускаемых ошибок, свидетельствую­ щий об уровне познавательного развития.

2. Психологическая квалификация дефекта: выяв­ ление центрального механизма, препятствующего нор­ мальному осуществлению действий по выполнению заданий или нарушающего взаимодействие ребенка со средой.

встречающееся у детей-олигофренов, так и частные дефекты, возникающие на органической почве (дви­ гательная расторможенность, выраженная нецеле­ направленность деятельности, застревание на отдель­ ных способах выполнения заданий или действиях, инертность, плохая переключаемость, повышенная истощаемость и утомляемость, флуктуирующая рабо­ тоспособность и задержка речевого развития). Частные дефекты обычно являются фоном для возникновения задержанного психического развития.

Наконец, целая группа нарушений развития может быть обусловлена социальными факторами. Эти нару­ шения своим происхождением обязаны главным обра­ зом неблагоприятным условиям среды, в которых проте­ кало или протекает психическое развитие ребенка. В этих случаях важно диагностировать существование невротической реакции, зону невротического конфликта, а также особенности понимания ребенком этого кон­ фликта и то, как он реагирует на него (то есть харак­

тер психологической защиты, самооценки и эмоциональ-

ного репертуара наряду с особенностями родителей, в том числе стиля их воспитания и реагирования на конфликтное поведение ребенка).

Не исключено, что у одного и того же ребенка может наблюдаться одновременное сосуществование нескольких из описанных типов дефектов, что значи­ тельно затрудняет диагностику.

3. Определение природы выявленных дефектов.

Здесь в первую очередь следует обратить внимание на обусловленность дефекта нарушением созревания анатомо-физиологических структур нервной системы. Чем сильнее выражена эта обусловленность, тем хуже коррегируется дефект. Вторичные по своей природе де­ фекты легче поддаются коррекции при правильном понимании механизма их формирования. Надежным признаком вторичного характера симптома является его хорошая коррегируемость, а также обучаемость ребенка в экспериментальной ситуации обследования.

4. Определение прогноза развития, для чего особен­ но важно определить способность ребенка к обучению

и переносу приобретенных навыков в новые ситуации.

5. Определение оптимальных путей помощи трудно­ му ребенку. К их числу может быть отнесена, напри­ мер, рекомендация перевода ребенка в специализиро­ ванные ясли или детские сады, составление программ индивидуальной помощи в обучении с учетом картины дефекта, психологическая коррекция эмоциональных дефектов и т. д.

По мнению М. Раттера, для диагностики и коррек­ ции аномалий психического развития детей принци­ пиально важно следующее:

1) учитывать те факторы, из-за которых у ребенка сформировался дефект психического развития, а также те, которые способствуют сохранению этого дефекта;

2) выявлять механизмы диагностируемых эмоцио­ нальных расстройств и нарушений психического раз­ вития;

3) соотносить состояние психического развития ребенка с возрастными особенностями развития; рассматривать психическое развитие ребенка как ре­ зультат взаимодействия наследственно обусловленных факторов, личностного склада ребенка и влияния окружающей среды.

Эти бесспорные на первый взгляд положения

Книга известного английского психиатра Майкла Раттера посвящена проблеме, актуальной для огромного числа родителей, учителей и воспитателей - это проблема так называемых «трудных детей», то есть, детей с эмоциональными, поведенческими, школьными проблемами.

Эмоциональные и поведенческие проблемы в детстве - явление обычное. В этой связи в практике тех, кто работает с детьми, случаи осложнений психического развития - отнюдь не редкость. Большая часть этих осложнений - лишь незначительное отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания. Цель данной книги - рассмотреть теоретические основы и принципы коррекции подобных «обыденных» расстройств. Поскольку книга главным образом рассчитана на широкий круг читателей и специалистов без психиатрического образования, работающих с детьми, в ней рассматриваются различные осложнения психического развития, типичные для самых обыкновенных детей. Тем не менее, теоретический и коррекционный материал, содержащийся в книге, несомненно, будет полезен и при работе с более сложными и серьезными нарушениями.
Данная работа - грамотное, структурированное, выполненное на высоком профессиональном уровне руководство по работе с детьми, нуждающимися в помощи. Читатель найдет здесь обзор условий и принципов обследования, сбора информации, диагностики и анализа случаев, а также методов определения тяжести расстройства. Узнает, как выяснить, является ли то или иное поведение отклонением от нормы, что нужно принимать во внимание, на какие признаки или поведенческие особенности следует обязательно обратить внимание, а на какие - только при определенных условиях. Автор приводит список критериев для оценки предполагаемого отклонения и перечень факторов, которые следует учитывать при диагностировании психических нарушений у детей, обобщает важнейшие аспекты, необходимые для правильного планирования терапевтического воздействия. Обилие полезной информации и практических рекомендаций, благодаря ясному и последовательному изложению легко складывается в четкую и понятную систему.
Помимо информации для специалистов, книга содержит множество сведений, которые будет полезно знать родителям: какое влияние оказывают их действия на ребенка, как взвешенно и обоснованно оценивать его поведение и характер, каковы могут быть причны нарушений его поведения. В интересах неподготовленных читателей автор старался по мере возможности использовать простой язык, ссылки на общеизвестные факты и примеры из практики.
Для психологов, психиатров, консультантов, медицинских работников, педагогов, всех, кто работает с детьми, а также всех родителей.
ПРЕДИСЛОВИЕ.........................................................................................7
ОТ АВТОРА.................................................................................................9
Глава 1. ПОНИМАНИЕ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ....................................10
Дети - развивающиеся организмы...........................................................16
Эпидемиологические данные.......................................................................17
Выявление психиатрического нарушения................................................19
Нарушение........................................................................................................22
Диагностика.....................................................................................................26
Уровень интеллекта........................................................................................29
Клинические психиатрические синдромы...............................................31
Принципы и логическое обоснование классификации........................37
Диагностическое заключение......................................................................43
Синдромы.........................................................................................................44
Глава 2. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА..............................................................60
Биологическое обоснование развития.....................................................60
Младенчество и первый год жизни............................................................67
Второй год жизни...........................................................................................76
Период от двух до пяти лет..........................................................................82
Младший школьный возраст.......................................................................98
Подростковый возраст................................................................................107
Глава 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ..............................119
Половые различия........................................................................................119
Особенности темперамента.......................................................................126
Способы влияния темперамента на развитие.......................................134
Хронические соматические заболевания и физические дефекты.... 142
Церебральные расстройства......................................................................144
Скрытое соматическое заболевание........................................................155
Наследственность.........................................................................................159
Глава 4. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ...................................161
Роль семьи в становлении личности ребенка........................................162
Роль дисциплины в формировании стиля поведения.........................167
Дисциплина и ее роль в воспитании детей............................................169
Чрезмерные ограничения и опека............................................................173
Внутрисемейные модели общения и доминирования........................178
Разлука с семьей и утрата близких...........................................................182
Распавшаяся семья и внутрисемейные неурядицы..............................193
Семьи с одним родителем...........................................................................201
Отсутствие эмоциональных связей.........................................................203
Отклонения от нормы у родителей..........................................................209
Отсутствие стимулирующего окружения...............................................213
Состав семьи..................................................................................................216
Влияние детского опыта родителей на воспитание детей.............................................217
Глава 5. СООБЩЕСТВА, ШКОЛЫ, ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ--------------220
Территориальная специфика.....................................................................220
Субкультурная преступность....................................................................226
Классификация по социальному признаку............................................228
Миграция........................................................................................................229
Школа...............................................................................................................235
Взаимоотношения с группой сверстников.............................................248
Глава 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА..............................254
Страхи, фобии и тревожные состояния..................................................256
Депрессия........................................................................................................267
Другие эмоциональные расстройства.....................................................272
Глава 7. АГРЕССИЯ, ГИПЕРАКТИВНОСТЬ И ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ......................282
Различные формы поведенческих нарушений.....................................285
Поведенческие нарушения, требующие психиатрического
вмешательства...............................................................................................296
Гиперкинетический синдром.....................................................................310
Глава 8. ПСЕВДОДОСТИЖЕНИЯ, ТОРМОЖЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ.............317
Учебные псевдодостижения.......................................................................317
Понятие «псевдодостижений»...................................................................319
Специфическая задержка чтения.............................................................325
Задержки развития.......................................................................................326
«Дизлексия»....................................................................................................338
«Эмоциональные блоки».............................................................................340
Торможение обучения.................................................................................341
Ночной энурез...............................................................................................344
Энкопрез.........................................................................................................349
ГЛАВА 9. РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРАПИИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ....................354
Психотерапия................................................................................................356
Групповая терапия с родителями и детьми............................................373
Социальная помощь....................................................................................376
Бихевиоральная терапия............................................................................380
Медикаментозное лечение..........................................................................403
Специальные школы, стационары и другие учреждения..............................407
Комплексное лечение...................................................................................409
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................415
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................................................416

М. Раттер

Michael Rutter
HELPING

troubled children

ПОМОЩЬ

трудным детям

Перевод с английского О . В . Баженовой , Г . Г . Гаузе

Общая редакция

Кандидата психологических наук А . С . Спиваковской

Предисловие кандидата психологических наук

О. В . Баженовой

И кандидата психологических наук А . Я . Варга

ПРОГРЕСС

ББК 88.8 Р 25

Вступительная статья

Редактор Н . В . Щукин


Раттер М.

Р25 Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской; Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга - М.: Прогресс, 1987. - 424 с: ил.

В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, где работают психологи, врачи, педагоги и которой в течение ряда лет руководил М. Раттер. Книга знакомит чи­тателей с феноменологией эмоциональных расстройств и нарушений поведения детей, а также с практикой их выявления, психологического анализа и терапии. Книга полезна не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям, имеющим трудности в воспитании ребенка.

ББК 88.8


0304000000-670

р - 30-87

006(01)87

Редакция литературы по психологии и педагогике

В последнее время в нашей стране большое развитие получила практическая психология. Возникают много­численные психологические службы - семейные, пси­холого-педагогические, медико-психологические, проф-ориентационные. Практические психологи сотруднича­ют с учителями, психиатрами, невропатологами, нарко­логами. Они работают и на производстве, и в клиниках, и в домах для престарелых.

Одной из важнейших задач современной практиче­ской психологии является психологическая коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям, которые доставляют окружающим немало хлопот. Возможности психологической коррек­ции и отличия от более традиционной психотерапии в ее различных вариантах, которыми владеют только получившие специальное медицинское образование вра­чи, составляют предмет дискуссии на страницах жур­налов". Бесспорным остается факт, что в настоящее вре­мя мы переживаем бурное рождение новой, во многом до конца не изученной формы оказания социальной психологической помощи людям, в частности детям.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подра­стающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с небла­гоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.

Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при отом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляет-

© МЧсЬае1 Кийег, 1975

© Перевод на русский «Прогресс», 1987

С сокращениями и предисловие

" Поляков Ю. Ф., СпиваковскаяА. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний. - В сб.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Республиканский сборник научных трудов. Л., 1985, с. 119 - 126.

Ся неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический харак­тер. Как помочь такому ребенку? Как уменьшить его страдания? Что посоветовать его родителям? Как вести себя с ним учителям?

Непросто найти ответы на эти и многие другие аналогичные вопросы. Анализ каждого отдельного слу­чая требует индивидуального подхода: внимательного и компетентного отношения специалистов. В этом смо­жет убедиться каждый, кто прочтет книгу М. Раттера «Помощь трудным детям». Хочется сразу оговориться. В данном случае трудными названы дети, которые из-за эмоциональных расстройств или нарушений поведе­ния оказываются трудными для взрослых.

Эти расстройства причиняют самим детям не мень­ше неприятностей, чем окружающим, так как прежде всего лишают их радости детства. Кто же сможет дать необходимый совет, помочь в безвыходной, казалось

Бы, ситуации?

Книга М. Раттера, крупного английского специа­листа в области детской психиатрии, посвященная проблемам трудных детей и ориентированная в первую очередь на педагогов и практических психологов, пред­ставляется в этой связи очень актуальной и современ­ной. И хотя многие моменты в этой книге могут пока­заться спорными, в целом она дает возможность позна­комиться с зарубежным опытом психологической диаг­ностики и психологической коррекции и сравнить неиз­бежные различия, вызываемые разными методологи­ческими подходами к принципам и методам диагности­ки.

Те, кто прочтет эту книгу, смогут узнать интересные факты из опыта работы руководимой М. Раттером клиники, где в тесном содружестве работают специали­сты различного профиля, объединенные общим жела­нием - принести максимальную пользу ребенку с неблагоприятными особенностями психики. Вместе с тем следует предупредить читателя, что эта книга, написанная для лиц, не имеющих специального меди­цинского образования, но в силу обстоятельств сталки­вающихся с аномалиями душевной жизни детей или с трудностями их поведения, не представляет собой учебника по детской психологии.

Книга условно делится на несколько разделов. Первый посвящен проблемам разрабатываемой М. Рат­тером на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) системы диагностики наруше­ний психического развития ребенка. Во втором - кратко систематизированы основные факты, касающиеся вопро­сов нормального развития ребенка. Многие из них пред­ставят несомненный интерес для читателя.

В третьем разделе книги рассмотрены данные, ука­зывающие на зависимость поведения родителей от особенностей ребенка, обсуждаются индивидуальные различия между детьми, а в четвертом - наоборот, вопросы, связанные с влиянием окружающей среды на развитие ребенка.

Далее в книге подробно описываются различные симптомы нарушенного психического развития, такие, как эмоциональная холодность ребенка, его агрессив­ность, асоциальное поведение и т. д. И наконец, в послед­нем разделе автор останавливается на обсуждении во­проса эффективности различных способов психотерапии диагностируемых нарушений. Все разделы книги богато иллюстрированы примерами из клинической практики, которые позволяют читателю окунуться в живую реаль­ность психокоррекционного процесса.

Остановимся на некоторых основных проблемах книги. В первой главе автор излагает разрабатываемые им принципы диагностики болезненных состояний у детей. Прежде всего следует принять во внимание, что книга М. Раттера адресована английскому читателю и поэтому она в популярной форме знакомит с принятой в Англии процедурой диагностики психического состоя­ния детей, которая во многом не совпадает с совет­скими принципами и методами. В связи с этим у со­ветского читателя, знакомого с основами отечественной психиатрии и принятого в нашей стране нозологиче­ского подхода, ряд моментов не может не вызвать возра­жений. Так, в частности, бросается в глаза отсутствие единого основания в предлагаемой автором классифи­кации эмоциональных расстройств и нарушений по-нодения у детей, различный удельный вес призна-

Ков, принимаемых во внимание при постановке диаг­ноза.

Может показаться странным, что в книге, не рас­считанной на врачей, достаточно много места уделяется психиатрической диагностике. Правда, помимо диагно­стики симптомов и синдромов, в ней большое внимание уделяется факторам социальной среды: семье ребенка, особенностям его общения со сверстниками, школьной ситуации. Как и многие западные исследователи, ав­тор явно не видит разницы между психиатрической и психологической диагностикой. В то же время в оте­чественной психологии эта разница считается весьма существенной.

Если предметом психиатрической диагностики яв­ляются психические заболевания, то психологическая диагностика ставит перед собой цель определить соб­ственно психологический статус ребенка: особенности развития его высших психических функций, склад его личности, характера, темперамента. Психологическая диагностика, в отличие от психиатрической, касается не только больного ребенка, но и здорового. В опреде­ленном смысле для психологической диагностики не существует больных и здоровых детей, а есть лишь существо психологической проблемы. Таким образом, психологическая и психиатрическая диагностики ни­как не противоречат друг другу, а полезно друг друга дополняют. Собственно смысл психологического ис­следования в раннем детстве - не постановка клиниче­ского диагноза в терминах детской психиатрии или невропатологии, а обнаружение и правильная квалифи­кация психологического дефекта развития.

Для этого прежде всего необходимо выявить меха­низм и причины существующих нарушений развития, выделить ведущий психологический дефект. Правиль­ное понимание природы дефекта в свою очередь позво­ляет правильно обосновать пути его коррекции и ком­пенсации.

Задачи патопсихологического исследования психи­ческого развития ребенка раннего возраста можно опре­делить следующим образом.

1. Оценка состояния развития в целом с учетом развития отдельных функций (главным образом по­знавательной, эмоциональной, внимания, памяти, ре­чи, восприятия и т. д.).

При этом в центре внимания исследователя находит­ся процесс выполнения экспериментальных заданий как отражение психической деятельности ребенка, и поэтому становится не столько важен достигнутый результат, сколько возможность организации деятель­ности по выполнению задания. Обычно учитывают: а) возможность самостоятельного контроля за психиче­ской деятельностью или же необходимость организации ее со стороны взрослого; б) насколько ребенок пред­ставляет себе цель собственных действий и, что самое важное, может организовать целесообразное поведе­ние, особенно для тех случаев, когда цель деятельности непосредственно в восприятии не задана; в) понимание ребенком несоответствия достигаемых результатов ожидаемым; г) выбор действий или системы действий по исправлению допускаемых ошибок, свидетельствую­щий об уровне познавательного развития.

2. Психологическая квалификация дефекта: выяв­ление центрального механизма, препятствующего нор­мальному осуществлению действий по выполнению паданий или нарушающего взаимодействие ребенка со

К числу таких механизмов может быть отнесено как общее первичное интеллектуальное снижение, встречающееся у детей-олигофренов, так и частные дефекты, возникающие на органической почве (дви­гательная расторможенность, выраженная нецеле­направленность -деятельности, застревание на отдель­ных способах выполнения заданий или действиях, инертность, плохая переключаемость, повышенная истощаемость и утомляемость, флуктуирующая рабо­тоспособность и задержка речевого развития). Частные дефекты обычно являются фоном для возникновения задержанного психического развития.

Наконец, целая группа нарушений развития может быть обусловлена социальными факторами. Эти нару­шения своим происхождением обязаны главным обра­зом неблагоприятным условиям среды, в которых проте­кало или протекает психическое развитие ребенка. В этих случаях важно диагностировать существование невротической реакции, зону невротического конфликта, а также особенности понимания ребенком этого кон­фликта и то, как он реагирует на него (то есть харак­тер психологической защиты, самооценки и эмоциональ-

Ного репертуара наряду с особенностями родителей, в том числе стиля их воспитания и реагирования на конфликтное поведение ребенка).

Не исключено, что у одного и того же ребенка может наблюдаться одновременное сосуществование нескольких из описанных типов дефектов, что значи­тельно затрудняет диагностику.


  1. Определение природы выявленных дефектов.
    Здесь в первую очередь следует обратить внимание
    на обусловленность дефекта нарушением созревания
    анатомо-физиологических структур нервной системы.
    Чем сильнее выражена эта обусловленность, тем хуже
    коррегируется дефект. Вторичные по своей природе де­
    фекты легче поддаются коррекции при правильном
    понимании механизма их формирования. Надежным
    признаком вторичного характера симптома является
    его хорошая коррегируемость, а также обучаемость
    ребенка в экспериментальной ситуации обследования.

  2. Определение прогноза развития, для чего особен­
    но важно определить способность ребенка к обучению
    и переносу приобретенных навыков в новые ситуации.
5. Определение оптимальных путей помощи трудно­
му ребенку. К их числу может быть отнесена, напри­
мер, рекомендация перевода ребенка в специализиро­
ванные ясли или детские сады, составление программ
индивидуальной помощи в обучении с учетом картины
дефекта, психологическая коррекция эмоциональных
дефектов и т. д.

По мнению М. Раттера, для диагностики и коррек­ции аномалий психического развития детей принци­пиально важно следующее:


  1. учитывать те факторы, из-за которых у ребенка
    сформировался дефект психического развития, а также
    те, которые способствуют сохранению этого дефекта;

  2. выявлять механизмы диагностируемых эмоцио­
    нальных расстройств и нарушений психического раз­
    вития;

  3. соотносить состояние психического развития
    ребенка с возрастными особенностями развития;
    рассматривать психическое развитие ребенка как ре­
    зультат взаимодействия наследственно обусловленных
    факторов, личностного склада ребенка и влияния
    окружающей среды.
Эти бесспорные на первый взгляд положения

М. Раттера при углубленном изучении нуждаются, на наш взгляд, в некоторых критических замечаниях. Нельзя не обратить внимание читателей на не­сколько упрощенное понимание М. Раттером движу­щих сил и условий развития. Критикуя двухфактор-ную теорию, согласно которой развитие - это резуль­тат воздействия на организм двух сил - наследствен­ности и среды, М. Раттер выступает как сторонник теории взаимодействия, но опять-таки взаимодействия тех же самых сил. И хотя ему очень хочется включить в контекст этого взаимодействия и самого ребенка, по сути, ему никогда не удается этого сделать. «Генети­чески заданные свойства, - пишет он, - в большинстве случаев играют роль основного определяющего факто­ра, однако его сила будет варьировать в зависимости от силы, природы и разнообразия воздействия со сто­роны окружающей среды, и в каждый момент развития эти взаимные влияния ведут к изменениям, которые в свою очередь будут сказываться на последующих взаи­модействиях» (см. с. 145 наст, издания).

В советской психологии принят взгляд, согласно которому биологическое составляет важнейшее условие, социальное - источник, а активное взаимодействие с внешним миром - движущую силу психического развития. Смысл введения категории активности за­ключается в том, чтобы представить развитие как процесс, имеющий свою собственную логику и законо­мерности, а не.как результат того, "что составляет его необходимые предпосылки и условия.

Правильность этой точки зрения подтверждают результаты практической работы самого М. Раттера, который очень часто при описании механизмов воз­никновения дефектов психического развития анализи­рует внутренние переживания ребенка и выделяет структуры, мотивирующие его поведение, что показа­но на ряде конкретных случаев, описанных на страни­цах книги.

Красной нитью через всю книгу проходит мысль о необходимости анализа психического развития ребенка с целью выделения механизмов формирования нару­шений. Изменение каких-то характеристик психики ребенка должно проводиться с учетом этих механиз­мов. С этим нельзя не согласиться, и вся работа оте­чественных детских патопсихологов строится в соот-

Ветствии с этой мыслью, высказанной Л. С. Выгот­ским еще в 1936 г. Однако хочется обратить внимание на более тонкое понимание термина «механизм нару­шения», принятое в советской психологической науке. М. Раттер, используя термин «механизм», иногда смешивает понятия «механизм» и «условия» формиро­вания нарушения. Так, например, очень часто он назы­вает механизмом возникновения эмоциональных рас­стройств неблагоприятную атмосферу в семье. Безуслов­но, влияние семьи на психическое развитие ребенка огромно. Однако характер этого влияния относится к классу условий и вряд ли сам по себе может быть механизмом влияния.

Когда мы говорим о механизме нарушения, мало представить его корреляцию с одним из внешних об­стоятельств. Механизм должен позволить нам понять, почему у данного конкретного ребенка в данных кон­кретных обстоятельствах возникает та или иная особен­ность поведения или характера. Только ясно представ­ляя себе психологические механизмы формирования на­рушений, можно прогнозировать определенные аспек­ты психического развития и строить обоснованные коррекционные программы.

М. Раттер разрабатывает систему диагностики на­рушений психического развития детей, откровенно от­казываясь от пути построения подобной системы на основе некоторой общей теории. Только клинический опыт и его тщательная систематизация, по мнению М. Раттера, могут дать возможность для создания «работающих», полезных для специалистов диагности­ческих схем и классификации нарушений.

В результате, разрабатываемый им подход страдает многими недостатками, типичными для исследований, лишенных четких методологических основ. Работа М. Раттера, с одной стороны, представляет большой ин­терес, являясь попыткой систематизации обширных экспериментальных данных в области психотерапии и психокоррекции самых разных отклонений в психи­ческом развитии детей, но с другой стороны, автор не сумел выйти за пределы собственного опыта и разра­ботать теоретически обоснованную систему рекоменда­ций. Все это еще раз подчеркивает необходимость фун­даментальных исследований, составляющих основу любой практической деятельности.

В книге М. Раттера бесспорный интерес представляет критическое рассмотрение положительных и отрица­тельных аспектов психоаналитического влияния на западную психодиагностику. Подчеркивая несомнен­ную заслугу психоанализа в открытии влияния бес­сознательного на поведение человека, выявлении целого ряда защитных механизмов и т. д., он справедливо от­мечает частую бесплодность вычурного теоретизирова­ния и отсутствие возможности научно доказать спра­ведливость большинства психоаналитических интер­претаций.

М. Раттер критикует и чрезмерное увлечение так называемой диагностикой потенциальных возможно­стей ребенка, которая чаще всего проводится с помощью вычисления коэффициента интеллектуальности. Такая диагностика проводится с помощью тестов, которые позволяют в лучшем случае выявить актуальный, до­стигнутый ребенком уровень интеллектуального раз­вития. В этом позиция автора совпадает с позицией советских психологов. Более того, в советской психоло­гии существует понятие «зона ближайшего развития» - то есть та зона, в которой ребенок еще не может выполнить задания самостоятельно, но уже выполняет их при помощи взрослого. Признано определяющее значение характеристик работы ребенка в этой зоне для диагностики его способности к обучаемости.

Нельзя не согласиться с безусловно правильной по­зицией автора, кот@рая заключается в том, что спе­циальная психологическая помощь необходима огром­ному количеству детей. Такая помощь может оказаться очень полезной для детей, неблагоприятные особен­ности психики которых сформировались под воздей­ствием каких-то социальных влияний, в то же время она может принести лишь частичную помощь в адапта­ции к жизни детей с более тяжелыми нервно-психиче­скими расстройствами. Очевидно, что ни в тех, ни в дру­гих случаях от нее отказываться не стоит.

В книге отмечается, что не только родители или учи­теля оказывают влияние на формирование личности ребенка, но и сам ребенок (в частности особенности его темперамента) оказывает явное влияние на формирова­ние родительского поведения. Очень часто отклонения в развитии личности ребенка возникают из-за нарушен­ных взаимодействий в семье, виновными в которых

//Материалы для выступления на родительском собрании//

Источник: М. Раттер «Помощь трудным детям» - М.: Прогресс, 1987 г.

Согласно многочисленным исследованиям, психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Эти явления составляют в значительной степени неотъемлемую часть процесса развития и сами по себе не должны вызывать особого беспокойства. Однако у некоторых детей могут наблюдаться искажающие процесс нормального развития психические расстройства, которые требуют лечения у психиатра.

ПРИМЕР: « Толя всегда был трудным ребёнком. С младенчества нервный, раздражительный, ранимый, тревожный, он плохо спал и раздражал родителей бесконечными вопросами. К тому же он не испытывал к ним особенной любви и был достаточно замкнут. Всё это очень мешало общению родителей с Толи, они очень часто сердились на него. Когда Толе было около трёх лет, родители обратились к детскому врачу с жалобами на плохой сон ребёнка, чрезмерную погружённость в себя и общие трудности воспитания.
Родителей Толи больше всего беспокоила его тревожность, которая возникла по поводу школы, разлуки с мамой и общения с незнакомыми людьми. Встревожившись, он начинал задавать бесконечные вопросы как бы в поисках успокоения и поддержки. Однако, такое поведение раздражало окружающих. Часто от страха и беспокойства его охватывала паника, он начинал крушить всё вокруг, становясь бесконтрольно агрессивным. Он боялся темноты, и ему приходилось спать со светом. По ночам он часто звал мать. При встрече с новыми людьми он начинал заикаться и не мог произнести правильно ни единого слова. У него была враждебная избирательность в еде, а пищу, которая ему не нравилась, он старался переложить в тарелку к отцу.
Толя был беспокойный, расторможенный ребёнок, который никогда ничем не мог заняться и обычно слонялся из угла в угол. У него было несколько друзей, но он вечно с ними ссорился, ревновал к другим, был довольно драчлив и часто жаловался на одиночество. Он редко улыбался, имел несчастный вид и пребывал в мрачном настроении. Кроме этого, у него был навязчивый страх микробов, страх настолько сильный, что в течение двух последних лет он мыл руки не меньше 30 раз в день. Он избегал ходить туда, где собирались люди, он кричал и визжал, если ему казалось, что на него хотят оказать давление и заставить пойти в такое место. Стычки с отцом стали постоянными и участились после того, как у отца обнаружилось серьёзное нервное заболевание, вызывающее эпизодические головокружения.
Отец Толи испытывал чувство одиночества. Он часто сидел, уставившись в одну точку, у него бывали сильнейшие вспышки гнева, имелись многочисленные страхи. Недавно он перенёс серьёзный приступ депрессии, сопровождавшийся бессонницей и неоправданным чувством ревности. Отношения с женой постепенно ухудшались, и ссоры стали обыкновенным явлением.
Мать Толи два года назад обращалась к психиатру с жалобами на депрессию и общее состояние подавленности. У неё был выражен страх темноты и пауков ».
Не было никаких сомнений, что у мальчика имелось достаточно серьёзное психическое расстройство. Его состояние отличалось постоянством симптомов, они были разнообразными и сильно выраженными. Общий ход психического развития оказался нарушенным. Болезнь нарушила социальную жизнь ребёнка и в многочисленных проявлениях отразилась на его обыденном поведении.
Поскольку оба родителя страдали определёнными расстройствами психики, Толя мог унаследовать повышенную чувствительность к воздействию психологических факторов. В то же время, можно отметить, что развитие его навязчивой симптоматики появилось вслед за возникновением невротических расстройств у матери и совпало с моментом осложнения обстановки в семье и изменением в худшую сторону характера отца. Насколько бы важной ни представлялась роль генетических факторов, нарушение отношений в семье сыграло важную роль в возникновении психологических проблем ребёнка.

Ребёнок развивается постоянно.
1. В зависимости от возраста дети ведут себя по-разному, поэтому необходимо уметь правильно предвидеть характерное для каждого возраста поведение.
2. Дети непохожи друг на друга и поэтому требуется некоторое знание границ индивидуальных различий. Многие стадии психического развития обычно связаны с переживанием различных стрессов и эмоциональных волнений.
3. Необходимо решать вопрос о том, в какой степени отмечаемая симптоматика влияет на общий ход процесса развития ребёнка.

Частота психических заболеваний у детей. Психическими расстройствами, достаточно серьёзно осложняющими повседневную жизнь, страдает приблизительно до 15% детей. Из этого можно заключить, что нарушения психического развития встречаются достаточно часто. Большинство психопатологических состояний отличается от нормы количественно – степенью тяжести и числом одновременно существующих отклонений. Проблема происхождения того или иного симптома заключается не только в самом ребёнке, но главным образом, во взаимодействии ребёнка с окружающей его средой. Так, например, ночное недержание мочи может отмечаться только в домашней обстановке, а вдалеке от родителей – никогда; или демонстрируемая в школе агрессивность может никогда не проявляться в семье.

Выявление психического расстройства.

  • Какое поведение ребёнка является отклонением от нормы?

Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определённого возраста. Например, мокрые пелёнки младенцев особенно не тревожат родителей, многие дети продолжают мочиться в постель до 4-х летнего возраста. Вместе с тем с детьми 10-летнего возраста подобное случается очень редко, и поэтому подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы. Точно также, тревога при разлуке с родителями, очень типична, для начинающих ходить малышей. Однако у подростка болезненное переживание разлуки с близкими будет весьма редким явлением и поэтому ненормальным.

  • Длительность сохранения расстройства.

При исследовании детей любого возраста у многих часто обнаруживается наличие страхов, припадков или других неприятных расстройств. Однако, серьёзные опасения вызывают лишь те, которые сохраняются длительное время.

  • Жизненные обстоятельства.

Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей – явление обычное и нормальное. Психологическая «энергетика» имеет свои пики и падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое – обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. Развитие никогда не происходит гладко, а явления временного регресса встречаются довольно часто.
Колебания, о которых идёт речь, в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому очень важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребёнка. Многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры регрессом в поведении. Другое событие, которое обычно вызывает переживание стресса и приводит к увеличению чувства тревожности и зависимости – перемена школы и класса.

  • Социокультурное окружение.

Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. То, как ведёт себя ребёнок, должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Поэтому очень важно с пониманием относиться к тем многим культурным различиям, которые существуют в обществе.

  • Тип симптома.

Значение симптома в некоторых пределах определяется также его собственной природой. Одни симптомы преимущественно бывают обусловлены неверным воспитанием ребёнка, другие – психическим расстройством. Так, кусание ногтей – привычка, которая часто встречается у нормальных детей и не является признаком психического заболевания. Дети особенно часто кусают ногти в момент внутренних напряжений. Однако, напряжение не является синонимом расстройства психики, потому что время от времени его может испытывать каждый, а вот, например, нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.

  • Тяжесть и частота симптомов.

Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьёзные, часто повторяющиеся расстройства. Если кто-нибудь говорит, что у ребёнка бывают ночные кошмары, вспышки ярости, тики или какие-нибудь другие неблагоприятные симптомы, очень важно прежде всего выяснить частоту их проявления и ясно представить реальную картину нарушения.

Повреждение развития.

    Сильные переживания . Круг нормальных различий между детьми очень широк. Для одних детей характерны осторожность и сдержанность, для других – жизнерадостность и любовь к приключениям. Ребёнок по натуре независим и вполне доволен жизнью, а может быть он встревожен и чувствует себя несчастным.

В случае жалоб на фобию собак, пришлось бы различать переживания ребёнка, который не боится, но и не любит собак (и поэтому в действительности не имеет никакой фобии), от ребёнка, который содрогается от страха при виде приближающейся собаки.
В случае агрессивности поведения необходимо разобраться в причинах агрессии: является ли агрессивное поведение следствием того, что ребёнок чувствует себя несчастным и неудовлетворённым, или же оно скорее результат слишком бурного отстаивания собственной правоты.

    Ограничение возможностей социального развития . В отношении разбираемых расстройств вопрос будет заключаться в том, насколько оно ограничивает в тех социальных поступках, которые ему хочется совершить. Огромная разница существует между ребёнком, который боится собак, но всё-таки выходит на улицу и играет, несмотря на то, что рядом могут присутствовать собаки, и ребёнком, который постоянно сидит дома, опасаясь, что он может встретить собаку у порога. Точно так же важно определить, насколько недостаточность социальной включённости или агрессия служат ребёнку препятствием в важных для него формах социальной деятельности.

    Препятствие на пути развития .
    1. Развитие когнитивной сферы ребёнка. Его социальные контакты, установление дружеских отношений
    2. Развитие речи.

    Влияние расстройства поведения ребёнка на других людей . Мы живём среди людей, то есть в социальной среде, в которой взаимодействия с окружающими играют важную роль. Всё наше поведение необходимо рассматривать в контексте межличностных отношений.

Эмоциональные расстройства.

Эмоциональные расстройства характеризуются такими состояниями, как тревога, фобия, депрессия, навязчивость, ипохондрия и т.д.

    Синдром нарушения поведения или социальной дезадаптации. Плохое поведение: драки, ложь, грубость, иногда противоправные поступки. Синдром социальной дезадаптации чаще встречается у мальчиков и обычно сопровождается специфическими расстройствами чтения (Раттер М. «Помощь трудным детям». – М.: Прогресс, 1997. - стр. 47)
    ПРИМЕР: Мальчик Джордж в течение последнего года таскал у родителей мелкие деньги, а однажды украл большую сумму, которую его родители отложили на оплату квитанции за газ. Несколько раз он крал из близлежащего магазина, на чём его поймали охранники. Он вечно ссорился по мелочам с братьями и ввязывался в бесконечные драки по дороге из школы домой. У него было недержание мочи, он часто мочился в штаны, а случалось, что и в постель. Приступы ярости приходили каждый день, он легко расстраивался и плакал, когда его ругали. У него появились тики, он постоянно дергался и выглядел несчастным. Диагноз социальной дезадаптации зависит не только от социальных норм. Он также включает и другие расстройства, которые хорошо видны в приведённом примере.

    Гиперкинетический синдром. Нарушение двигательных функций, низкая способность к сосредоточению внимания, проявляющаяся как в непродолжительной концентрации, так и в повышенной отвлекаемости. В младшем возрасте для этих детей характерна повышенная активность, проявляющаяся в виде несдержанного, дезорганизованного и плохо контролируемого поведения. В подростковом возрасте эта повышенная активность часто исчезает, уступая место инертной и сниженной активности. Явления импульсивности, выраженные колебаниями настроения, агрессивность и нарушение отношений со сверстниками для этих детей вполне обычны. У них часто отмечается задержка развития психических функций, в частности, речи, расстройства речи, расстройства чтения, недостаточно высокий уровень развития интеллекта. Среди мальчиков этот синдром встречается чаще.

    Ранний детский аутизм. Это очень тяжёлое расстройство, которое начинается с младенства и характеризуется основными чертами: 1. Нарушение развития социальных отношений 2. Ярко выраженное отставание в развитии понимания и использования речи 3. В поведении наблюдаются ритуалы и разнообразные действия принудительного характера. Это может проявиться в ношении с собой различных предметов, странных движениях пальцев, исключительный интерес к цифрам и таблицам. В большинстве случаев этому расстройству сопутствует умственная отсталость

  • Шизофрения. Начинается только в позднем дошкольном или значительно чаще в подростковом возрасте. Мышление подростка становится спутанным и разорванным, его успеваемость падает, отношения с другими осложняются, у него возникают иллюзии и галлюцинации(особенно слуховые).
  • Другие расстройства: Ночное недержание мочи (энурез), энкопрез (недержание кала), Тики – расстройства, которые характеризуются быстрыми, непроизвольными, бессмысленными и часто повторяющимися движениями. Анорексия – упорный отказ от еды (как правило с целью похудеть) и значительном потере веса.

Диагностическая группа

Возраст возникнов. нарушения

Трудн чтения

Органич. дисф. мозга

Разногласия в семье

Эффективн.
лечения

Прогноз при сохранении нарушения

Эмоциональные расстройства

--

+--

--

++++

Невроз/депрес.

Расстройства поведения

Нарушения развития

младенчество

+++

+

--

++

Трудности в обучении

Моменты наиболее интенсивного развития ребёнка.

Различные органы и части тела развиваются неравномерно, но для большинства телесных тканей существует два момента наиболее интенсивного развития.
Первый приходится на ранние годы жизни, являясь как бы продолжением внутриутробного развития организма. Далее следует период относительного спокойствия, который длится вплоть до хорошо известного всем всплеска развития в пубертатном периоде.
Второй момент интенсивного развития наиболее отчётливо выражен в росте репродуктивных органов, связанных с выполнением сексуальных функций. В то же время увеличение выработки половых гормонов является главным фактором, связанным с ускорением роста костей и общим развитием тела.
Во время первого общего пика развития наиболее интенсивно растёт мозг ребёнка, который отличается от других огранов тем, что преимущественно развивается в течение младенчества и первых двух лет жизни. Уже у шестимесячного младенца вес мозга достигает половины веса мозга зрелого человека, в то время как вес всего тела достигается той же пропорции не раньше, чем к 10 году жизни ребёнка. А к пяти годам детский мозг достигает уже 90% веса взрослого мозга. Закономерности созревания мозга имеют целый ряд важных последствий для развития.
Незрелый мозг наиболее чувствителен к повреждениям, вместе с этим он хорошо адаптируется к повреждению, из-за чего травмы мозга у маленького ребёнка могут быть менее опасными. В детском возрасте при поражении одного из полушарий мозга обычно имеет место быстрая компенсация нарушенных функций, происходящая из-за способности незрелого мозга к перемещению функций из одного полушария в другое.
При повреждении левого полушария правое полушарие возьмёт на себя обеспечение речевых функций в такой степени, в какой это невозможно после завершения процессов роста мозга. Период восстановления функций обычно является очень долгим, и после тяжёлой травмы мозга или перенесённого энцефалита дети могут выздоравливать в течение нескольких лет.
ПРИМЕР: Катя находилась долгое время без сознания после тяжёлой травмы головы. Когда она пришла в сознание, она не могла говорить, не могла самостоятельно есть и во всех отношениях производила впечатление беспомощного младенца. Однако, со временем, она практически выздоровела, вернулась в обыкновенную школу и демонстрировала нормальный уровень интеллектуального развития. Люди иногда недооценивают возможную степень компенсации дефекта у маленького ребёнка и дают мрачный диагноз на будущее.
Таким образом, для того, чтобы ребёнок развивался в пределах нормы необходимо постоянно уделять ему внимание, следить за его развитием и здоровьем, ведь возможности детского организма имеют колоссальные резервы и при необходимости они используются.

Категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внеш. проявлениям его индивидуально психол особенностей, служащих препятствием для нормального протекания … Российская педагогическая энциклопедия

Нарушений общения причины - Причинами существенных признаков проблем в О. человека нередко являются заболевания, расстройства личности, неблагоприятная ситуация развития и др. Примерами нарушений О. в результате неблагоприятной ситуации развития могут служить дети «Маугли» … Психология общения. Энциклопедический словарь

Литература - ◘ Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М., 1994. ◘ Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. М., 1984. ◘ Блейхер В.М., Крук И.В. Словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995. ◘ Буянов М.… … Дефектология. Словарь-справочник

Кас Д’Амато - Константин Д’Амато (англ. Cus D’Amato; 17 января 1908(19080117), Бронкс, Нью Йорк, США 4 ноября 1985) американский тренер по боксу, воспитавший множество бойцов на профессиональном ринге, включая Флойда Патерсона, Хосе Тореса и… … Википедия

Д’Амато, Кас - У этого термина существуют и другие значения, см. Амато. Константин Д’Амато Личная информация Оригинальное имя: англ. Cus D’Amato Дата рождения: 17 января 1908(1908 01 17) … Википедия

АЛЕКСАНДР III МАКЕДОНСКИЙ - Царь Македонии в 336 323 гг. до Р.Х. Сын Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады. Род. в 356 г. до Р.Х., ум. 13 июня 323 г. до Р.Х. Ж: 1) Роксана; 2) Статира. По свидетельству Плутарха, Александр еще в отроческом возрасте проявлял редкий здравый… … Все монархи мира

Тверские великие и удельные князья - — могущественный и многочисленный княжеский род древней Руси, в течение почти двух с половиною столетий стоявший во главе великого княжества Тверского, от названия которого и получил свое собирательное имя. О времени основания центрального… … Большая биографическая энциклопедия

Всемирный банк - (World Bank) Всемирный банк это межправительственное кредитное учреждение, целью которого является повышение уровня жизни развивающихся стран, путем оказания им финансовой помощи Определение Всемирный банк, история Всемирного банка, его… … Энциклопедия инвестора

Список эпизодов телесериала «Папины дочки» - Основная статья: Папины дочки Комедийный телесериал «Папины дочки» транслируется на канале СТС с 3 сентября 2007 года. На данный момент вышло 19 сезонов 390 серий (в каждом сезоне по 20 серий, исключение составляют 7 и 11 сезоны в них … Википедия

Рокфеллеры - (Rockefellers) Рокфеллеры это династия крупнейших американских предпринимателей, политических и общественных деятелей История династии Рокфеллеров, представители династии Рокфеллеров, Джон Дэвисон Рокфеллер, Рокфеллеры сегодня, Рокфеллеры и… … Энциклопедия инвестора

Франция - I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рассказать друзьям