Смерть пифагора краткое содержание. Краткая биография Пифагора. Биография Пифагора: интересные факты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Имя: Пифагор (Pythagoras)

Дата рождения: 570 г. до н. э.

Возраст: 80 лет

Дата смерти: 490 г. до н. э.

Место рождения: Самос, Северные Эгейские острова, Греция

Деятельность: философ, математик, мистик

Семейное положение: был женат

Пифагор: биография

Биография Пифагора Самосского переносит читателей в мир древнегреческой культуры. Этого человека можно смело назвать легендарной личностью. Пифагор был великим, математиком, мистиком, философом, основал религиозно-философское течение (пифагореизм), являлся политическим деятелем, оставившим труды в качестве наследства потомкам.

Выбрав одно и то же число второй раз в другом направлении, получим цифру. Который представляет собой прямоугольное число 4 '. Мы увидим то же самое, что. Любое нечетное число может «очертить» квадратное число, появляясь под прямым углом, как показано ниже.

Где число 7 граничит с квадратом 4 '4. Также видно, что квадрат 4' 4 состоит из квадрата 7, затем внутренних скобок 5 и 3 и, наконец. Четное число, с другой стороны, может «очертить» только строгий прямоугольник, как мы видим ниже. Мы также видим, что прямоугольник 4 '5 состоит из скобки 8, затем внутренние скобки 6 и 4 и, наконец.

Детство и юность

Определить точную дату рождения Пифагора сложно. Историки установили приблизительный период его появления на свет – 580 до н.э. Место рождения – греческий остров Самос.



Мать философа звали Партения (Партенида, Пифиада), а отца – Мнесарх. Согласно легенде, однажды молодые супруги посетили город Дельфах в качестве свадебного путешествия. Там молодожены встретили оракула, который напророчил влюбленным скорое появление сына. Предание гласило, что ребенок станет непростым человеком, прославится мудростью, обликом, великими делами.

Мы увидим в том же процессе, что. Жизни Пифагора, в основном легендарного. Джамблик, Жизнь Пифагора. Введение, перевод и заметки Люка Бриссона и Алена Филиппа Сегонда, Ле Беллеса. Французский перевод под руководством Мари-Одиль Гулет-Казе, Карманная книга.

Порфирий, Жизнь Пифагора. Томас Хит, «История греческой математики», «Довер». Морис Певинг, фигура и номер. Исследования по первой математике греков, Университетские прессы Сепентиона. Пресократика, под редакцией Жана-Поля Дюмона, Галлимар-Плеяда, также для Фалеса, Анаксимена и Анаксимандера.

Вскоре пророчество начало сбываться, девушка родила мальчика и в соответствие с древней традицией получила имя Пифиада. Малыш назван Пифагором в честь жрицы Аполлона Пифии. Отец будущего математика старался всевозможными способами исполнить божественное предание. Счастливый Мнесарх воздвигает алтарь Аполлону, а ребенка окружает заботой и любовью.

Неопифагорейские или неоплатонические математические тексты. Теон Смирны, Прочитайте Платона. Использование научных знаний: арифметика, музыка, астрономия. Презентация, аннотация и перевод Жоэль Делатре Биенкур, Анахарсис. Никомах Герасе, Арифметическое введение. Джанин Бертье, Врин.

Боэций, Арифметический институт. Текст, подготовленный и переведенный Жан-Ив Гийумин, «Красивые письма». Эта работа христианского писателя Боэция, «первого схоласта на Западе», касается перевода книги Никомачана Герасе. Благодаря Боэцию христианский Запад получил почти все, что он знал о математической науке о древности, до его перевоспитания арабами.



В некоторых источниках также сказано, что в семье воспитывалось еще двое мальчиков – старших братьев греческого философа: Эвност и Тиррен.

Отец Пифагора являлся мастером в обработке золотых камней, в семье присутствовал достаток. Еще в детстве мальчик проявлял любопытство к различным наукам, отличался необычными способностями.

Денис Даумас, От Пифагора до Теона Смирны. Оливье Келлер, Археология геометрии, Вуиберт. Пифагор делает два аргумента против самоубийства. Первый - религиозный. Человеческая душа - это бессмертная жизнь, запертая в теле, как в смертельной тюрьме. Ошеломленная этой осенью, она вынуждена очищаться, чтобы полностью покинуть тело и вернуться на небесную родину. Метафора жизни - это военный пост, который солдат не может оставить без приказа начальника. Таким образом, самоубийство - это отвлечение от Бога и отечества, акт непослушания божественной власти и вопиющее отсутствие гражданского долга.

Первым учителем будущего философа стал Гермодамант. Он научил Пифагора основам музыки, технологиям живописного искусства, чтению, риторике, грамматике. Чтобы помочь Пифагору развить память, учитель заставлял читать «Одиссею» и «Илиаду» и заучивать наизусть песни из поэм.



Через несколько лет 18-летний парень с готовым багажом знаний отправился в Египет продолжить образование у мудрых жрецов, но в те годы попасть туда было сложно: он был закрыт для греков. Тогда Пифагор временно остановился на острове Лесбос и здесь обучался у Ферекида Сиросского физике, диалектике, теогонии, астрологии, медицине.

Второй аргумент - арифметика. Связь души с телом устанавливается в соответствии с переменными отношениями чисел. Поэтому смерть естественна, когда численные величины, связанные с существованием тела, исчерпаны. Но если душу насильственно выслать из своего дома до истощения этих числовых величин, она теряет чистоту своего происхождения, и поэтому добровольная смерть необоснованна.

Ничего не известно о месте и времени смерти Пихагора. Некоторые говорят, что он умер в Метапонто, около 497 года до нашей эры. Несмотря на его осуждение самоубийства, сам Пифагор закончил бы свою жизнь. Фактически, Геркацит рассказывает, что в силу своей жизни он позволил бы себе умереть от голода. Этот факт, по-видимому, подтверждается Дикарком, который подтверждает, что хозяин чисел умер бы после того, как провел сорок дней. В других сообщениях говорится, что Пифагор был убит жителями Кротоне в Италии, где он основал свою резиденцию, или жители Сиракуз, порт Сицилии.

На острове Пифагор прожил несколько лет, а потом отправился в Милет – город, в котором жил знаменитый Фалес, отметившийся в истории как основатель первой философской школы в Греции.



Милетская школа позволила Пифагору приобрести знания, но, последовав советам Фалеса, юноша отправляется в Египет продолжать путь образованности.

Пифагорейцы, похоже, склоняются к теории и практике своевременной смерти, согласно которой никто не умирает слишком рано или слишком поздно. Поэтому они выступают за смерть, соответствующую судьбе и физическому и духовному прогрессу человека. Пифагор является создателем философии не только потому, что он понимает значение незавершенных поисков человека, но также и потому, что он предлагает термин этого квеста: вечная реальность, которая в то же время объясняет подъем относительное существование и совершенство, к которым оно предлагается.

Здесь Пифагор знакомится со жрецами, посещает египетские храмы, закрытые для чужеземцев, приобщается к их тайнам и традициям, а вскоре и сам получает сан жреца. Учеба в культурно-развитом городе сделала Пифагора самым образованным человеком тех времен.

Мистика и возвращение домой

Старинные легенды утверждают, что в Вавилоне талантливый философ и божественной красоты человек (подтверждение тому - фото математика, сделанные на основе картин древних художников, скульптур) встретился с персидскими магами. Пифагор приобщился к изучению мистических событий, познал мудрость и особенности астрономии, арифметики, медицины восточных народов.

Какова была судьба греческой мысли без Пифагора? Именно от него зависит Пармерид, создатель онтологии, и Платон, гений, который дал ему окончательную ориентацию на эту мысль; и через Платона, Аристотеля, ювелира, который установил терминологию. Иван Гобри.

Пифагор жил в то же время, что и Лао-цзы в Китае, Будда в Индии и Заратустра в Персии. Что приготовило в каждой из этих цивилизаций одновременное появление этих великих деятелей? Пифагор был прежде всего человеком Средиземноморья. Если он родился на греческом острове Самос, он находится в Кротоне на юге Италии, он провел большую часть своей жизни, не пропустив много поездок до этого, в том числе один в Египте, которые позволили ему ознакомиться с величайшими религиозными, философскими и научными традициями своего времени.

Халдеи привязывали к появлению данных наук сверхъестественные представления, и такой подход отразился в последующих звучаниях знаний Пифагора в области математики и философии.



Спустя 12 лет после вынужденного пребывания Пифагора в Вавилоне мудреца освобождает персидский царь, который уже наслышан о знаменитых учениях грека. Пифагор возвращается на Родину, где начинает приобщать к полученным знаниям собственный народ.

Был ли он сначала духовным учителем, ученым или философом? Эти три призвания были гармонизированы в нем, закаляя друг друга, что объясняет, почему, как хозяин Хастленда, он основал в Кротоне, он мог бы иметь значительное превосходство над своими учениками, не оставив память о тирании, не предотвращая вспышки сильных личностей, как это должно было быть мужик Милон, Филолаос или Арчитас.

Ученикам приходилось начинать пятилетний послушание, в течение которого они были посвящены в молчание. Затем их называли акустическими или аудиторами. Только в конце учебного периода они начали конкретные исследования, такие как астрономия, география или медицина.

Философ быстро завоевал широкую популярность среди жителей. Даже женщины, которым запрещалось присутствовать на массовых собраниях, приходили послушать его речи. На одном из таких мероприятий Пифагор познакомился с будущей женой.



Человеку с высоким уровнем знаний пришлось работать учителем с людьми низкой нравственности. Он стал для народа олицетворением чистоты, неким божеством. Пифагор владел методиками египетских жрецов, умел очищать души слушателей, наполнял их умы знаниями.

Из-за его успеха, особенно в войне против соседнего города Сибариса, пифагорейская община привлекла десятину, которая заставила бы ее разойтись. он умер, по его мнению, с метмпсихозом, никто не знает, но большинство древних мыслителей, имеющих какое-то значение, среди которых Платон, в Греции и Цицерон среди римлян, ясно указали по их свидетельствам, что его в них жила мысль.

И фигурирование чисел по точкам, которое является результатом номинальных «квадратных чисел», завершено, давая возможность для установления закона путем обеспечения совершенной гармонии, радикальной адаптации, между тем, что ограничено ум и то, что в глазах.

Выступал мудрец преимущественно на улицах, в храмах, но после начал учить всех желающих в собственном доме. Это специальная система обучения, отличающаяся сложностью. Испытательный срок для учеников составлял 3-5 лет. Слушателям запрещалось говорить во время уроков, задавать вопросы, что тренировало в них скромность и терпение.

Веки ничего не добавят к полноте значения, которое пифагорейская арифметика придает слову истины. В основе системы лежит легенда, знаменитая легенда Пифагора в кузнице. Не имея возможности воспроизвести этот опыт, мы объясним открытие Пифагора путем его переноса.

Эти фундаментальные интервалы пифагорейского хребта будут возобновлены и закончены в средние века. Он был учеником Фересида и Анаксимандера. Доктрина, которая наиболее часто характеризует пифагорейскую философию, - это то, что рассматривает число как сущность всех вещей, поскольку каждый аспект реальности был прослежен до взаимных отношений или гармонии счетных величин.

Математика

Искусный оратор и мудрый учитель обучал людей разным наукам: медицине, политической деятельности, музыке, математике и пр. Из школы Пифагора вышли впоследствии известные в будущем деятели, историки, государственные чиновники, астрономы, исследователи.



Весомый вклад внес Пифагор в геометрию. Сегодня имя популярного античного деятеля известно на основе изучения знаменитой теоремы Пифагора в школах посредством математических задач. Вот как выглядит формула для решения некоторых задач Пифагора: a2 + b2 = c2. В данном случае a и b – длины катетов, а c – длина гипотенузы прямоугольного треугольника.

Все числа для пифагорейцев были разделены на два класса: сверстники и разногласия. Его традиция, связанная с этим, связана с тем, что касается заднего Пифагоризма, что в нем очень сложно выделить данные, которые можно рассматривать как аутентичные составляющие физиогномики ионного мыслителя. Что касается личности П. то, однако, можно получить некоторые верные указания от некоторых упоминаний о древнем писателе или его современнике или чуть позже: это исключает подозрение, что его фигура может раствориться в том, что одноименный герой пифагорейского сообщества и делает Можно считать традицию, касающуюся его жизни, предпосылкой фактического исторического ядра.

Вместе с тем существует и обратная теорема Пифагора, разработанная другими не менее грамотными математиками, но сегодня в науке насчитывается только 367 доказательств теоремы Пифагора, что говорит о ее фундаментальном значении для геометрии в целом.



Таблица Пифагора сегодня известна как таблица умножения

Еще одним изобретением великого греческого ученого стала "таблица Пифагора". Ныне ее принято называть таблицей умножения, по которой в те годы обучались ученики школы философа.

Ученик Фересида и Анаксимандра, он отправился в Египет, чтобы узнать мудрость этих священников. Он вернулся в Самос и нашел свою страну под властью тирана Поликрата, он перебрался в колонию Кротоне в Магне-Грейсиа и основал там свою общину. П. и его школа должны различать логистику и арифметику, то есть между практическими правилами расчета чисел и наукой чисел. Кажется уверенным, что П. и пифагорейцы должны быть отнесены: различие чисел в четном и нечетном, определение дружественных чисел и совершенных чисел; геометрическое представление целых чисел через группы точек, упорядоченных для формирования правильных геометрических фигур, что позволило пифагорейцам достичь важных результатов относительно совершенных квадратов, сумме членов арифметической прогрессии и т.д. желание дать строгие обоснования и общий, не эмпирический и не ограниченный несколькими случаями, из теоремы П. он подтолкнул П. и его учеников к упорядочению геометрии в цепочках выводов, которые, начиная с простых и очевидных истин, постепенно приводили к открытию все более скрытых свойств.

Интересной находкой периода прошлых лет стала математическая зависимость вибрирующих струн лиры к их длине в музыкальном исполнении. Такой подход может смело применяться и к другим инструментам.

Нумерология

Пристальное внимание уделял философ числам, пытаясь познать их природу, смысл вещей и явлений. Он привязывал числовые свойства к жизненным категориям бытия: человечество, смерть, болезни, страдания и пр.

Другие теории, типичные для пифагорейства, - это реинкарнация или метампсихоз, а также космологическая доктрина. Мемпсихоз был верой в переселение душ из одного тела в другое - даже из разных видов - после растворения. Это одна из доктрин П. более часто упоминаемая христианской литературой; теперь, чтобы подчеркнуть его близость с христианским учением, теперь драматизировать его различия. Космологическая доктрина считала центр в космосе и вокруг него, на концентрических орбитах, различные планеты вплоть до крайней сферы, охватывающие целое, также формировались Это извержение.

Именно пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные. Нечто важное (справедливость и равенство) для жизни на планете видел Пифагор в квадрате числа. Девятка характеризовала постоянство, число восемь – смерть.

Четные числа присваивались женскому полу, нечетные – мужскому представительству, а символом брака у последователей учения Пифагора выступала пятерка (3+2).

Между Землей и центральным огнем была установлена ​​антитерра, которая в течение 24 часов прочно вращалась вокруг Земли вокруг огня. Таким образом, антитерра предотвращала попадание прямых лучей на Землю и невидима из обитаемого полушария, потому что это при его вращении всегда поворачивалось к внешней стороне сферы. Лучи центрального огня доходили до населенного полушария только потому, что они отражались солнцем. Когда земля была на стороне солнца, она. Был ли он одним из первых представителей греческой рациональности или наследником эзотерической мудрости Востока?



Нумерологические квадраты Пифагора

Благодаря знаниям Пифагора люди и сегодня имеют возможность узнать уровень совместимости со своей будущей половиной, взглянуть под занавес будущего. Для этого можно воспользоваться нумерологической системой квадрата Пифагора. «Игра» с определенными числами (дата, день, месяц рождения) позволит построить график, по которому ясно просматривается картина судьбы человека.

Однако его имя по-прежнему связано с важным заявлением, открытым за десять столетий до его рождения и, вероятно, доказанным после его смерти: теорема Пифагора. Очерчивая фигуру Пифагора, главной проблемой являются пифагорейцы и, прежде всего, неопитагорики. Фактически, развивалась философская школа, которая относилась к доктринам древнего пифагорейства, смешивая их с мистическим отношением к числу с обожествлением магов и тауматургов. Пифагор стал мифической фигурой, действительно божественной, основателя, и ему приписывали множество магических сил, безусловно, принадлежащих к легенде.

Последователи Пифагора считали, что числа невероятным образом могут подействовать на окружающий мир общества. Главное - понимать их цепное значение. Есть положительные и плохие числа, например тринадцать или семнадцать. Нумерология, как наука, не признана официальной, ее считают системой верований и знаний, но не более.

Философское учение

Учения философии Пифагора следует разбить на две части:

  1. Научный подход мировых познаний.
  2. Религиозность и мистика.

Не все работы Пифагора удалось сохранить. Великий мастер и мудрец практически ничего не записывал, а в основном занимался устным обучением желающих познать тонкости той или иной науки. Информация о знаниях философа передавалась в последствие его последователями – пифагорейцами.



Известно, что Пифагор был религиозным новатором, создал тайное общество, проповедовал акусматические положения. Он запрещал своим ученикам есть пищу животного происхождения, а особенно сердце, которое в первую очередь является символом жизни. Не разрешалось касаться бобов согласно легенде, полученных из крови Диониса-Загрея. Пифагором осуждалось употребление спиртного, сквернословие и прочее невежественное поведение.

Философ верил в то, что спасти и освободить свою душу человек может путем физического и нравственного очищения. Его учения можно сравнить с древними ведическими познаниями, основанными на количественном переселении души с небес в тело животного или человека до тех пор, пока она заслужит права вернуться к Богу на небеса.



Пифагор не навязывал свою философию простым людям, которые пытались лишь постичь азы точных наук. Его особые учения предназначались для действительно «просвещенных», избранных личностей.

Личная жизнь

Вернувшись из вавилонского плена на родину в Грецию, Пифагор познакомился с необычной красоты девушкой по имени Феана, которая тайно посещала его собрания. Античный философ тогда уже был в зрелом возрасте (56-60 лет). Влюбленные поженились, в браке у них появилось двое детей: мальчик и девочка (имена неизвестны).



Некоторые исторические источники утверждают, что Феана была дочерью Бронтина – философа, друга и ученика Пифагора.

Смерть

Школа Пифагора была расположена в греческой колонии города Кротон (Южная Италия). Здесь произошло демократическое восстание, в результате чего Пифагор вынужден был покинуть место. Он отправился в Метапонт, но военные столкновения добрались и в этот городок.



На этом берегу располагалась школа Пифагора

У известного философа было множество врагов, не разделяющих его принципов жизни. Существует три версии смерти Пифагора. Согласно первой, убийцей стал человек, которому математик однажды отказал в учении тайным оккультным методикам. Пребывая в чувствах ненависти, отвергнутый поджег строение Академии Пифагора, и философ погиб, спасая учеников.



Вторая легенда гласит, что в горящем доме приверженцы ученого создали мост из собственных тел, желая спасти своего учителя. А умер Пифагор от разрыва сердца, недооценив свои усилия в развитии человечества.

Распространенной версией ухода из жизни мудреца считается его гибель при случайных обстоятельствах во время стычки в Метапонте. На момент кончины Пифагору было 80-90 лет.

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570-490 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха (242-306 гг.) «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234-305 гг.) «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200-250 гг.) кн. 8, «Пифагор». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370-300 гг. до н. э.) родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.

Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с острова Самос. Мнесарх был камнерезом; по словам же Порфирия он был богатым купцом из Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Первая версия предпочтительнее, так как Павсаний приводит генеалогию Пифагора по мужской линии от Гиппаса из пелопоннесского Флиунта, бежавшего на Самос и ставшего прадедом Пифагора. Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе.

Рождение ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия». В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор принесёт столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесёт в будущем никто другой. Поэтому, на радостях, Мнесарх дал жене новое имя Пифаида, а ребёнку - Пифагор. Пифаида сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор родился в Сидоне Финикийском (по Ямвлиху) примерно в 570 до н. э. С ранних лет он обнаружил необыкновенную одарённость (также по Ямвлиху).

По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя всё накопленное человечеством знание. В популярной литературе иногда приписывают Пифагору Олимпийскую победу в боксе, путая Пифагора-философа с его тёзкой (Пифагором, сыном Кратета с Самоса), который одержал свою победу на 48-х Играх за 18 лет до рождения знаменитого философа.

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён не только в египетские достижения медицины и математики, но и в таинства, запретные для прочих чужеземцев.

Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.

По Порфирию, Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основываются на словах Аристоксена, источника IV века до н. э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришёл к власти в 535 до н. э., отсюда дата рождения Пифагора оценивается в 570 до н. э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 до н. э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, то есть в 532-529 гг. до н. э. Эти сведения хорошо согласуются с Порфирием, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха (вернее, одного из его источников) о вавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где набрался, по легендам, восточной мудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение своё, по крайней мере что касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, то есть в местах не столь отдалённых для греков.

Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету. Пифагору традиция приписывает введение слов философия и философ.

Ученики Пифагора образовали своего рода религиозный орден, или братство посвящённых, состоящий из касты отобранных единомышленников, буквально обожествляющих своего учителя - основателя ордена. Этот орден фактически пришёл в Кротоне к власти, однако из-за антипифагорейских настроений в конце VI в. до н. э. Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию Метапонт, где он и умер. Почти 450 лет спустя, во времена (I в. до н. э.), в Метапонте как одну из достопримечательностей показывали склеп Пифагора.

У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мня (по другой версии сын Аримнест и дочь Аригнота).

По Ямвлиху, Пифагор возглавлял своё тайное общество тридцать девять лет, тогда приблизительная дата смерти Пифагора может быть отнесена к 491 до н. э., к началу эпохи греко-персидских войн. Диоген, ссылаясь на Гераклида (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно скончался в возрасте 80 лет, или же в 90 лет (по неназванным другим источникам). Из этого следует дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., что маловероятно). Евсевий Кесарийский в своей хронографии обозначил 497 до н. э. как год смерти Пифагора.

Среди последователей и учеников Пифагора оказалось немало представителей знати, которые пытались изменить законы в своих городах в соответствии с пифагорейским учением. На это наложилась обычная борьба той эпохи между олигархической и демократической партиями в древнегреческом обществе. Недовольство большинства населения, не разделяющего идеалов философа, вылилось в кровавые мятежи в Кротоне и Таренте.

Много пифагорейцев погибло, выжившие рассеялись по Италии и Греции. Немецкий историк Ф. Шлоссер замечает по поводу разгрома пифагорейцев: «Кончилась совершенной неудачей попытка перенести в Грецию кастовый и клерикальный быт и, наперекор духу народа, изменить его политическое устройство и нравы по требованиям отвлечённой теории.»

Согласно Порфирию и сам Пифагор погиб в результате антипифагорейского мятежа в Метапонте, однако другие авторы не подтверждают этой версии, хотя охотно передают историю о том, будто бы удручённый философ уморил себя голодом в священном храме.

Научные достижения Пифагора:

В современном мире Пифагор считается великим математиком и космологом древности, однако ранние свидетельства до III в. до н. э. не упоминают о таких его заслугах. Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: «У них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе славы первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев».

Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Такое мнение основывается на сведениях Аполлодора-исчислителя (личность не идентифицирована) и на стихотворных строках (источник стихов не известен): «В день, когда Пифагор открыл свой чертёж знаменитый, Славную он за него жертву быками воздвиг» .

Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам с записями математических уравнений). Хотя сомнение в авторстве Пифагора существует, но весомых аргументов, чтобы это оспорить, нет.

Затрагивает развитие представлений о космологии в работе «Метафизика», однако вклад Пифагора в ней никак не озвучен. По Аристотелю космологическими теориями занимались пифагорейцы в середине V в. до н. э., но, видимо, не сам Пифагор. Пифагору приписывают открытие, что Земля - шар, но то же открытие наиболее авторитетный автор в этом вопросе, Феофраст, отдаёт Пармениду. Да и Диоген Лаэртский сообщает, что суждение о шарообразности Земли высказывал Анаксимандр Милетский, у которого учился Пифагор в юности.

В то же время, научные заслуги школы пифагорейцев в математике и космологии бесспорны. Точку зрения Аристотеля, отражённую в его несохранившемся трактате «О пифагорейцах», передал Ямвлих. По Аристотелю, истинными пифагорейцами были акусматики, последователи религиозно-мистического учения о переселении душ. Акусматики рассматривали математику как учение, исходящее не столько от Пифагора, сколько от пифагорейца Гиппаса. В свою очередь, математики-пифагорейцы, по их собственному мнению, вдохновлялись направляющим учением Пифагора для углублённого изучения своей науки.

Рассказать друзьям