Чтение и деталирование сборочного чертежа. Деталировка корпусной мебели по схеме сборки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Урок разработан учителем

Горловской общеобразовательной

ш колы І – ІІ № 35

Душкиной И. А.

Урок №19 (урок № 5 в теме № 13 «Чтение и деталировка сборочных чертежей»)

Дата ………..

Класс 9

Тема: Деталирование сборочных чертежей. Назначение и содержание

процесса деталирования сборочных чертежей.

Цели урока:

    Образовательная: ознакомить учащихся с понятием, назначением и содержанием процесса деталирования по сборочным чертежам, закрепление умений учеников в чтении сборочного чертежа и написания чертежного шрифта, ориентирование на инженерные профессии

    Воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, культуры труда и бережного отношению к чертежным инструментам.

    Развивающая: способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, глазомера; способствовать развитию логического, аналитического и пространственного мышления; способствовать развитию интереса к техническим дисциплинам и конструированию.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.

Для учителя:

    учебник «Черчение.8 – 9кл.» под ред. В.К. Сидоренко

    ребус «Деталирование»

    учебные таблицы, содержащие: 1) изображение сборочного чертежа изделия, 2) изображение чертежей деталей, полученных в процессе деталирования этого сборочного чертежа

    электронный вариант таблиц, заданий для игры, карточек (при наличии необходимого оборудования)

    видеофильмы по деталированию различных изделий: https://www.youtube.com/watch?v=7EGiOTD1awI&list=PLElpKZ5QlQVjbn4gsXkK_8frV4PyaFA_C

    мел для работы на доске.

Для обучающихся: учебник, ученическая тетрадь в клетку, чертежные

принадлежности и инструменты.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

    Организационный этап:

Приветствие

Организация рабочего места обучающихся, выдача недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии. Проверка готовности к уроку.

Проверка явки обучающихся.

Заполнение учителем классного журнала

Объявление темы урока и запись чертежным шрифтом в тетрадь.

3.Актуализация опорных знаний

Повторение и закрепление изученного материала на предыдущих уроках проведем в игровой форме «Да - Нет». Вам будут предложены вопросы, которые требуют ответа «Да» или «Нет». Ответ «Да» мы приветствуем хлопком (аплодисменты), ответ «Нет» отмечаем тишиной. Начинаем. Будьте внимательны!

1.Сборочный чертеж – это

а) изображение детали, содержащее необходимые сведения для ее изготовления - НЕТ

б) эскизы отдельных деталей, входящих в сборочную единицу - НЕТ

в) наглядное изображение сборочной единицы - НЕТ

г) чертеж, содержащий изображение изделий из нескольких деталей, выполняющих одну или несколько функций, а также данные для ее сборки и контроля – ДА

2. Соединения деталей бывают:

а) симметричные - НЕТ

б) несимметричные- НЕТ

в) разъемные - ДА

г) неразъемные - ДА

д) комбинированные – НЕТ

3. Разъемные соединения – это

а) соединения, которые можно разобрать, разрушив 1 – 2 детали, входящих в их состав - НЕТ

б) соединения, которые можно разобрать, не разрушая деталей, входящих в их состав - ДА

в) соединения, которые можно разобрать, разрушив все детали, а потом соединить, используя различные ремонтные работы (склеивание, пайку и т.д.) – НЕТ

4. К разъемным соединениям относят:

а) болтовое - ДА

б) заклепочное - НЕТ

в) шпилечное - ДА

г) сварное - НЕТ

д) шпоночное - ДА

е) клеевое - НЕТ

ж) винтовое - ДА

з) штифтовое - ДА

5. Чтение чертежей имеет такие этапы работы:

а) изучается основная надпись - ДА

б) определяются изображения, которыми представлено изделие – ДА

в) выполняется наглядное изображение сборочной единицы – НЕТ

г) изучается спецификация и определяется форма отдельных деталей – ДА

д) выполняется чертеж сборочной единицы – НЕТ

е) определяется, как соединены детали между собой – ДА

ж) изучаются дополнительные сведения, надписи, размеры - ДА

Игра закончена. Есть ребята, которые не ошиблись ни разу? Молодцы!

Всегда нужно помнить, что в учении самое главное – это установление истины. Если вы ошиблись, то сейчас вы запомнили верные ответы.

3. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы углубим и систематизируем свои знания о сборочных чертежах, что позволит нам на следующих уроках, успешно выполнить практическую работу по деталированию сборочного чертежа

Объявление целей и задач урока:

Сегодня на уроке мы должны:

    Познакомиться с понятием деталирования по сборочному чертежу, его назначением и содержанием процесса деталировки

    Как всегда мы должны быть внимательны, мыслить, анализировать, представлять и не тратить напрасно время.

4. Объяснение нового материала.

    Запишем в тетрадях число и тему урока. Пишем аккуратно чертежным шрифтом « Деталирование сборочных чертежей ».

Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но чтобы собрать изделие по сборочному чертежу, нужно предварительно изготовить детали, а значит, нужно выполнить чертежи, по которым на производстве эти детали изготовят.

Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют деталированием.

Перед началом деталирования следует прочитать сборочный чертеж. Это дает возможность определить строение изделия, взаимодействие его составных частей и их назначение. Этот процесс предусматривает условное расчленение изделия на отдельные детали и выполнение чертежей каждой из них (это выполняется в конструкторских бюро). По этим чертежам на производстве изготавливают детали рабочие различных профилей (к примеру, токари), и только потом в сборочном цехе из деталей по сборочному чертежу собирают изделие сборщики.

Рассмотрим суть процесса деталирования на примере сборочной единицы «Упор». Она станет ясна, если мы сопоставим 2 чертежа.

На первом чертеже мы видим сборочный чертеж и наглядное изображение изделия, на другом – это изделие расчленено на отдельные детали и выполнены рабочие чертежи двух деталей. Давайте внимательно изучим эти изображения. (Учащиеся рассматривают чертежи)

Проблемная ситуация.

По спецификации мы видим, что сборочная единица состоит из 5 деталей. Назовите их (корпус, сухарь, винт, шпилька, гайка) Почему же чертежи составлены только на 2 детали?

Минута на обдумывание. Ваши версии!

(Дети должны определить, что на изображении не составлены чертежи на элементы крепежных соединений – винт, шпилька и гайка, а их чертежи и остальные данные, как мы знаем из предыдущих уроков, находятся в специальных машиностроительных справочниках, потому что это СТАНДАРТНЫЕ детали)

Вывод: на стандартные детали рабочие чертежи не составляются.

Чтобы облегчить работу по составлению чертежей, рекомендуется это выполнять в таком порядке:

    Мысленно разобрать изделие на отдельные детали.

    Выделить стандартизованные детали, на которые не составляют чертежи.

    Определить число изображений, необходимых при вычерчивании каждой детали. При этом нельзя копировать его с чертежа, подлежащего деталированию.

Проблемный вопрос: почему нельзя копировать количество изображений со сборочного чертежа на рабочий чертеж?

(Дети сами должны ответить, что количество видов на чертеже должно быть МИНИМАЛЬНЫМ, но ДОСТАТОЧНЫМ для изготовления детали. Для сокращения количества изображений есть различные условности, знаки, еще можно применить разрезы, сечения. Например, цилиндрические поверхности можно изобразить 1 видом в сочетании с разрезом, а сборочный чертеж содержит 2 или 3 вида и на всех видах есть этот элемент. На рассматриваемых чертежах деталь сухарь, которая выполнена на фронтальном и профильном виде, а при выполнении рабочего чертежа деталь изображена во фронтальном разрезе и горизонтальном виде. Если учащиеся затрудняются сделать такой вывод, учитель помогает)

    Найти сопрягаемые поверхности деталей, т. е. поверхности, взаимодействующие с поверхностями других деталей (к примеру в шпоночных соединениях шпонка и шпоночный паз на валу). Необходимо обязательно пользоваться справочниками, особенно, если деталь встретилась вам впервые, или что-то забылось. Это помогает разгрузить память от обилия информации, ускоряет выполнение работы, или наоборот, даст вам больше сведений.

Посмотрите на следующую чертеж. При изучении соединений мы не сталкивались с такими деталями. Именно в справочнике, вы найдете ее изображение, размеры, другие необходимые данные. Деталь называется «Шплинт»


Например, в спецификации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5 х 15 ГОСТ 397-79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет такую форму, Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d = 1,5 мм, длина шплинта 15 мм.

    Выполнять деталирование каждой детали необходимо на отдельных листах. Их формат зависит от масштаба.

    Основную надпись необходимо заполнять, используя данные спецификации.

Теперь давайте попробуем выполнить устное деталирование изделия «Кривошип»

5. Практическая работа (совместно с учителем)

На рисунке дано наглядное изображение кривошипа. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала.

Схема работы кривошипа


На рисунке ниже приведен чертеж кривошипа. Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. 1) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, идущий от поршня.

Чтение чертежа

Прочитав чертеж, устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Главный вид содержит местный разрез. Изображение детали 3 также содержит местный разрез.

    Деталь 6 - болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба Мб, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.

    Деталь 5 - гайка с резьбой Мб имеет форму шестиугольной призмы.

    Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1.

    Шпонка (дет. 4) призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации.

    В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал диаметром 21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали / и 3 соединяются призматической шпонкой.

    Размеры диаметр 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный.

    На детали 4, 5 а 6 составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы.

Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество изображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые поверхности и выбрав масштаб.
Выполнение чертежей


Деталь «Палец» выполнен в одном виде, так как форма его полностью выявляется, хотя на сборочном чертеже он изображен на 2 проекциях.

Следующая деталь «Плечо». Чертеж приведен ниже. Обратите внимание. На нем появились размеры, которые не были указаны на сборочном чертеже. Они определены с помощью углового масштаба. Как это выполняется мы изучим на следующих уроках.

Деталь «Вал» не выполняется, так как форма ее общеизвестна, а размеры шпоночного паза 6 и 2,8 мм, который имеется в нем взяты из справочной таблицы
Размеры сопрягаемых поверхностей (для диаметров 16 и 21) взаимно согласованы.

Деталирование выполнено.

6. Домашнее задание:

    Прочесть материал учебника на стр.195-198

    Разобрать устно деталирование на рис. 237, 238

    Творческое задание по желанию и выбору обучающихся составить кроссворд или ребус с ключевым словом «Деталирование»

7. Подведение итогов урока.

    Учитель дает общую характеристику учебной деятельности на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;

    объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда , отмечает лучших.

Рефлексия:

Сегодня я предлагаю вам оценить свое состояние после урока по графику.

8. В свободную минуту – просмотр видео (ссылка в оборудовании урока) при наличии необходимого оборудования

Приложение

1 Сборочный чертеж и наглядное изображение «Упор»

2. Отдельные детали «Упора» и чертежи деталей

3. Шплинт

.

4 Кривошип

5. Сборочный чертеж кривошипа



№6 Схема работы кривошипа

7



№ 8 Чертеж детали 2 кривошипа


Привет, уважаемый читатель! Тебе захотелось сделать своими руками корпусную мебель, но ты споткнулся на первом шаге. Что если я расскажу, как уже после прочтения этой статьи, ты сможешь самостоятельно считать деталировку?

Как сделать деталировку корпусной мебели

ЛДСП популярный материал для производства мебели в России. Зная толщину плиты, габариты изделия и правильно нарисовав схему сборки. Из которой будет понятно положение деталей в конструкции. Вы сможете произвести расчёты корпусной мебели.

Если Вам затруднительно нарисовать схему, рассмотрите любую тумбочку на предмет деталировки. Постарайтесь понять какую роль выполняет каждая деталь в конструкции. Какую она решает задачу своим присутствием. В мебели не бывает лишних деталей.

Два основных правила

1. В корпусной мебели должна быть жёсткость конструкции, которая достигается с помощью задней стенкиДВПО или ХДФ или с помощью . Эти детали фиксируют угол в 90° в корпусе между панелями. Без них модуль сложится как карточный домик.

2. Всегда помните о земном притяжении. Все горизонты больше 900 мм, без опоры, провисают. Вне зависимости от толщины плиты, ширины детали и её качества. Следует рассчитывать перегородки, не мешающие выполнять основную задачу изделия.

Рисуем схему сборки тумбы, прорисовывая каждую грань деталей. Проставляем габариты изделия, т.е. высоту, ширину и глубину. И путём складывания или вычитания толщины плиты от общих габаритов, рассчитываем деталировку.

В шаговой доступности от Вас, размещенапо расчёту корпусной мебели.

Пример расчёта

Разберём деталировку тумбы габаритами 720 мм высотой, 500 мм шириной и 450 мм глубиной. Мебель состоит из деталей, которых говорит о расположении их в конструкции — днище, боковины, планки, крышка, полка, задняя стенка и фасад.

Днище

Глубина тумбы 450 мм. Глубину дна отделяет от общей глубины фасад, толщина которого равна 20 мм. Значит глубина дна равна 450 — 20 = 430. Ширина дна 500 мм, это хорошо видно на схеме — никакие детали не отделяют дно по ширине от общей ширины.

500*430 — 1 Днище

Планки

Планки расположены между боковинами, а общая ширина корпуса 500 мм и толщина плиты 16 мм. От ширины тумбы отнимаем две боковины 500 мм -32 мм(16+16) = 468 мм. Ширину для планок зададим произвольную - наименьшая 60 мм. В результате:

468*60-2 Планки

Боковины

Общая высота 720 мм. Боковины находятся по высоте между двумя деталями, а именно днище и крышка. Соответственно 720 мм — 32 мм (16+16) = 688 мм. От общей глубины отделяет фасад 450 мм -20 мм (фасад) = 430 мм. Получаем:

688*430-2 Боковины

Крышка

Размер крышки равен по ширине и по глубине габаритам тумбы. Крышка имеет нависание над фасадом, поэтому глубина 450 мм. Для того чтобы крышка хорошо перекрывала торцы (срез плиты) боковин, к ширине крышки добавляю 1 мм. В результате:

501*450 -1 Крышка

Съёмная полка

Полку рассчитаем съёмную, для удобства использования. Она расположена между двух боковин, значит по ширине её размер 500 мм -32 мм = 468 мм. Т.к. полка съёмная делаем зазор по бокам по 1 мм. По глубине полку топим на 20 мм. В результате:

466*410-1 Съёмная полка.

Задняя стенка и фасад

Заднюю стенку и фасад отделяет от общей высоты тумбы только крышка, поэтому 720 мм — 16 мм =704 мм. Необходим технологический зазор по высоте и ширине в 3-4мм, Соответственно размер фасада:

700*497-1 фасад=задняя стенка двпо или хдф.

  • 500*430-1 дно
  • 468*60-2 планки
  • 688*430-2 боковины
  • 501*450-1 крышка
  • 466*410-1 съемная полка
  • 700*496-1 фасад
  • 700*496-1 задняя стенка

Пример деталировки кухонного навесного шкафа

Для меня важно увидеть расположение детали в конструкции и тогда процесс идёт легко. Причём всегда можно проверить размеры деталей, когда схема у тебя перед глазами. На картинке схема сборки стандартного кухонного шкафа.

В Вы найдёте схемы сборки с деталировкой стандартных кухонных модулей

  • 720*280-2 боковины
  • 268*280-2 горизонты
  • 266*260-1 съемная полка
  • 716*296-1 фасад
  • 716*296-1 ДВПО

Пример расчёта шкафа

Немного усложним задачу. Рассчитаем корпусный платяной шкаф с распашными дверьми, где будет задан внутренний размер. Рекомендую Вам просчитать его самостоятельно, а затем проверить с моей деталировкой.

Если даже совершили ошибки то просто из-за невнимательности. Признаюсь, что технологи большинство ошибок именно так и совершают. Потому-что сложно математически ошибиться в таких несложных действиях.

Заключение

В заключении хочется заострить твоё внимание именно на схеме сборки. Рисуй от руки, прорисовывая каждую грань детали и тогда ты с лёгкостью справишься с задачей. Именно таким образом я научился рассчитывать мебель и до сих пор так и считаю.

Если Вам понадобится деталировка корпусной или встроенной мебели, обращайтесь. Мы обязательно обсудим условия сотрудничества и придём к единому мнению. За умеренный процент за свой труд, , в назначенные сроки.

Что бы Вам хотелось добавить к этой статье?

Расскажите мне о своём опыте в комментариях.

Мне будет очень интересно послушать Ваши истории!

С хорошими мыслями о Вас, всегда в опилках 🙂

Ре́кун Дмитрий.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «Инженерная графика»

Чтение и деталирование сборочных чертежей

Учебно-методическое пособие

по дисциплине «Инженерная графика»

для студентов специальностей

«Промышленное гражданское строительство» и

«Водоснабжение и водоотведение»

Введение

Данное методическое пособие разработано в помощь студентам для приобретения навыков, необходимых для чтения и деталирования сборочных чертежей и чертежей общего вида. Рассмотрены особенности сборочных чертежей, условности и упрощения на сборочных чертежах.

В методическом пособии, приведены указания для выполнения контрольно-графической работы «Чтение и деталирование сборочных чертежей», последовательность и пример выполнения задания.

Во время работы над заданием студенту необходимо предварительно проработать следующие государственные стандарты (ГОСТы) единой системы конструкторской документации (ЕСКД):

ГОСТ 2.001-93 ЕСКД. Общие положения

ГОСТ 2.101-68 ЕСКД. Виды изделий

ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Спецификация.

1 Чертежи общего вида и сборочные чертежи

1.1 Чертежи общего вида

Чертежи сборочных единиц различают по назначению, от которого зависит их содержание. Они разрабатываются на всех стадиях проектирования изделий. На стадии разработки проектной документации – это чертеж общих видов, а на стадии выполнения рабочей документации – сборочные чертежи.

Чертеж общего вида устанавливает ГОСТ 2.120-73 как конструкторский документ.

Чертеж общего вида поясняет конструкцию изделия и принцип его работы и является основной для разработки рабочей документации: спецификации, рабочих чертежей деталей и сборочных чертежей, входящих в изделие сборочных единиц, включая сборочный чертеж изделия.

Установлено, что чертеж общего вида должен содержать:

а) изображения (виды, разрезы, сечения), текстовую часть и надписи, необходимые для понимания конструктивного устройства изделия, взаимодействия его составных частей и принципа работы;

б) наименования, а также обозначения тех составных частей, для которых необходимо указать данные (техническую характеристику, количество, материал, принцип работы др.) или запись которых необходима для пояснения чертежа общего вида, описания принципа работы изделия, указания о составе и др.;

в) габаритные и присоединительные размеры и другие, наносимые на изображения данные (при необходимости);

г) схему (если она требуется, но не оформляется отдельным документом);

д) техническую характеристику изделия, если она не обходима для удобства сопоставления вариантов по чертежу общего вида.

1.2 Сборочные чертежи

Сборочный чертеж – это графический конструкторский документ, содержащий изображение изделия и другие данные, необходимые для его сборки (изготовления) и контроля.

Согласно ГОСТ 2.109-73 сборочный чертеж должен содержать:

а) изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимной связи составных частей, соединяемых по данному чертежу, и обеспечивающее возможность осуществления сборки и последующего контроля сборочной единицы;

б) размеры, предельные отклонения и другие параметры и требования, которые должны быть выполнены или проконтролированы по данному сборочному чертежу в процессе сборки;

в) сведения о характере сопряжения разъемных частей изделия, если точность сопряжения обеспечивается не заданными отклонениями размеров, а подбором, пригонкой и т.п.; а также указания о выполнении неразъемных соединений (сварных, паяных и др.);

г) номера позиций составных частей, входящих в изделие (сборочную единицу);

д) габаритные, установочные, присоединительные и другие необходимые справочные размеры;

е) основные характеристики изделия (при необходимости).

Изготовление деталей, входящих в изделие, ведётся по рабочим чертежам, которые составляются по сборочному чертежу. Вычерчивание рабочих чертежей по сборочному чертежу называют деталированием .

Прежде чем приступить к деталированию, нужно внимательно изу­чить сборочный чертёж, найти детали во всех проекциях, понять, как они соединяются между собой и какую роль выполняют в изделии. Перед деталированием необходимо решить вопрос, в. скольких проекциях и в каком масштабе должна быть вычерчена каждая деталь, и на основании габаритных размеров детали установить, на каком формате бумаги можно её вычертить. При деталировании желательно, чтобы детали были вычерчены в натуральную величину, т. е. в масштабе 1: 1. Крупные детали вычерчиваются в уменьшенном масштабе. Мелкие де­тали в некоторых случаях следует вычерчивать даже в увеличенном против натуры масштабе, чтобы выполненный чертёж можно было легко прочитать. Когда будет решён вопрос о формате для каждой отдельной детали, нужно установить общее количество листов формата а1, потребных для деталирования. Разбивка листа бумаги должна производиться не отвлечённо, а с учётом форматов, необходимых для каждой детали. Поэтому лист а1 может содержать все форматы,начиная от a2 для крупных деталей до а5 для мелких деталей. На каждом формате, предна­значенном для изображения детали, должна быть помещена основная надпись (штамп) по ГОСТ.

На чертежах тех деталей, которые обрабатываются совместно с другими деталями не при сборке, должны быть даны соответствующие указания, например: Расточить совместно с дет. 15.

Если в окончательно изготовленных деталях требуется сохранение центровых гнёзд, то последние изображаются на чертеже по ОСТ 3725.

Если же в окончательно изготовленных деталях не должно быть центровых гнёзд, то на чертеже это указывается надписью: Центровые гнёзда не допускаются.

Если конструктивно безразлично, должны или не должны быть ос­тавлены центровые гнёзда, то на чертеже детали они не изображаются и никакими примечаниями не оговариваются.

На рабочих чертежах деталей размеры, определяющие расположе­ние сопрягаемых поверхностей, должны быть проставлены, как правило, от конструктивных баз, с учётом возможности их соблюдения и кон­троля (фиг. 271, б).

Проставлять размеры на чертежах в виде замкнутой цепочки или вводить повторяющиеся размеры не допускается.

Размеры, относящиеся к одному и тому же элементу детали (ка­навке, углублению и т. п.), рекомендуется группировать на одной про­екции, отдавая преимущество проекции, на которой данный элемент изображён наиболее ясно.

При деталировании сборочного чертежа могут быть два случая:

1) если количество деталей данной сборочной единицы невелико, то чертежи деталей помещают на одном листе со сборочным чертежом. Сборочный чертёж в этом случае вычерчивают справа в нижней поло­вине листа;

2) если изделие состоит из большого числа деталей, то чертежи их помещают на отдельном листе или на нескольких листах.

При деталировании сборочных чертежей в первую очередь следует вычерчивать основную деталь, например корпус, так как с размерами основной детали связаны размеры сопряжённых с ней деталей, а также выбор и назначение посадок и знаков чистоты обработки поверхностей. Это важно ещё и потому, что размеры всех деталей должны быть вза­имно увязаны. Например, если две детали скреплены между собою бол­тами, то в соединяемых деталях должны быть одинаковыми расстояние между осями отверстий для болтов и диаметры отверстий, через которые проходят болты.

Рабочий чертёж, кроме изображения детали, должен содержать также и необходимые для её изготовления и контроля размеры, допуски, обозначения чистоты поверхности, данные о материале, термообработке, отделке и другие технические требования к готовой детали, если по­следние не включены в технические условия.

Независимо от принятого масштаба, на рабочих чертежах деталей проставляются только действительные размеры.

Размеры сопряжённых элементов детали должны быть снабжены допусками и посадками. Должны быть также проставлены допуски на линейные размеры, расстояния между отверстиями и т. п. Исключение составляют размеры, определяющие зоны различной степени чистоты обработки одной и той же поверхности, зоны термообработки, отделки, размеры неответственных фасок и радиусов скруглений и т. п., которые могут проставляться без допусков.

П p и м e ч а н и я. 1. Допускается не проставлять непосредственно у размеров, а оговаривать соответствующей общей надписью на свободном поле чертежа отдельные, имеющие широкое применение категории допусков, например: допуски на свободные размеры, допуски на размеры литых необработанных элементов детали и др. При этом ссылки на заводские или ведомственные нормали не допускаются.

2. Свободными называются размеры, не входящие в размерные цепи и не влияю­щие непосредственно на характер соединения деталей (фиг. 444).

Если в деталях, изготовляемых из листового, катаного, калибро­ванного или других разновидностей стандартных профилей материала, отдельные части не подвергаются обработке, то размеры, как правило, проставляются без допусков.

В отдельных случаях, когда конструктивные условия требуют про­становки этих допусков, такие размеры проставляются с теми допусками, которые установлены соответствующими стандартами или техническими условиями на применяемые профили материалов.

Если потребная точность или другие эксплоатационные качества со­единения достигаются подбором, пригонкой и т. п., то необходимо в чертежах давать указания относительно характера сопряжений, метода их обеспечения и способа контроля.

При нанесении знаков чистоты обработки по ГОСТ 2789-45 не сле­дует указывать повышенной чистоты обработки, где это не требуется, чтобы не удорожать изготовление детали.

Если поверхности детали должны быть обработаны одинаково, то на чертеже пишется: кругом с указанием степени чистоты обработки условными знаками (фиг. 447).

При вычерчивании нужно показать разрезы детали, если в этом есть необходимость, а в некоторых случаях и сечения отдельных мест. Они внесут ясность в очертания детали (фиг. 465 и 467).

На чертеже каждой детали записывают также важнейшие техниче­ские условия, которым должна удовлетворять деталь после обработки, например, указывается твёрдость после закалки или величина нагрузки при испытании (для пружин) и т. д. (фиг. 456 и 458).


При вычерчивании стандартных деталей, например болтов, гаек, шарикоподшипников и т. п., следует придерживаться соответствующих ГОСТ.

Каждый чертёж должен быть выполнен технически грамотно и гра­фически хорошо оформлен и должен содержать в себе все исчерпываю­щие сведения, необходимые для изготовления деталей. Не должно быть ни одной упущенной мелочи (упущения в простановке размеров, недоведённая линия, неясно написанный размер и т. п.), из-за чего могут возникать недоразумения или брак изготовляемой по чертежу детали.

Пример выполнения деталирования сборочного чертежа (фиг. 474) приведён на чертежах основных деталей подвесного блока (фиг. 475).

Деталированием называется процесс разработки и выполнения рабочих чертежей (эскизов) деталей по сборочному чертежу.
Деталирование необходимо при изготовлении и ремонте изделия или деталей, входящих в него.

Деталированию сборочной единицы предшествует процесс чтения сборочного чертежа.

1. Выявить детали, на которые будут составляться рабочие чертежи.
2. Выбрать одну из них и выполнить ее рабочий чертеж, определив необходимое количество изображений, используя условности и упрощения, знаки, поясняющие форму, продумав масштаб изображения и нанесение размеров. Поскольку на рабочих чертежах должны быть нанесены шероховатость поверхности, предельные отклонения и другие данные, которые вы не изучаете в школьном курсе черчения, то под деталированием будем понимать выполнение чертежей деталей сборочной единицы.

При деталировании необходимо помнить, что:

— на стандартные изделия чертежи не выполняются, т. к. все сведения о них можно найти в справочнике;
— размеры сопрягаемых поверхностей должны быть одинаковыми;
— размеры деталей нельзя снимать посредством простых измерений изображений сборочного чертежа.

Чтобы найти размеры деталей, не указанные на сборочных чертежах, можно использовать один из приведенных ниже способов.

Способ 1. Вначале определяют, как соотносится размер, проставленный на чертеже, к соответствующему размеру, полученному при измерении изображения. Например, на чертеже обозначен размер 35 мм, а замер соответствующего отрезка дает величину 10 мм, следовательно, отношение этих величин равно 3,5. Затем измеряют любую искомую длину на чертеже, полученный результат умножают на 3,5 и получают искомый размер.

Способ 2 — графический. Его часто называют пропорциональным масштабом. Рассмотрим этот способ, используя те же числовые примеры.

На миллиметровой бумаге построим прямой угол (рис. 244), и на вертикальной его стороне отложим размер, полученный при измерении изображения, т. е. 10 мм. Получим точку А. На горизонтальной стороне угла отложим действительный размер — 35 мм. Получим точку В. Точки А и В соединим. Сделав второй замер и отложив его на вертикальной стороне угла, получим точку С, через которую проведем прямую, параллельную АВ. Пересечение этой прямой с горизонтальной стороной угла дает точку D. Длина отрезка от вершины угла до точки D и есть искомый размер детали.

В качестве примера проведем деталирование изделия «Блок» по сборочному чертежу, представленному на рис. 245.

Блок — это простейшее грузоподъемное устройство в виде вращающегося на оси колеса с желобом, через который перекинуты канат, цепь и т. п. (рис. 246). Рассматривая спецификацию сборочного чертежа «Блок», мы видим, что он состоит из 7 деталей: пяти нестандартных деталей (ролик — поз. 1, втулка — поз. 2, вилка — поз. 3, ось — поз. 4, планка — поз. 5) и двух стандартных деталей (болт М3х5 — поз.6).
На чертеже (рис. 245) сборочная единица «Блок» представлена пятью изображениями: видом спереди, который содержит местный разрез; соединением части горизонтального разреза с частью вида сверху; видом слева; дополнительным видом по стрелке Б и сечением А-А.

На сборочном чертеже указаны следующие размеры:

— габаритные — 44, 44 и 34;
— установочные — 34, 15;
— присоединительные — 05 ;
— размеры стандартного изделия болт М3х5.

Чертежи должны быть выполнены для пяти деталей: ролик, втулка, вилка, ось, планка. Чертеж на стандартное изделие «Болт» не выполняется. Проанализируем форму деталей, чертежи которых будем выполнять (рис. 247).

Деталь «Ролик» (рис. 247, поз. 1) имеет форму колеса с желобом по окружности для каната (нити или цепи) и цилиндрическое отверстие под втулку.

Деталь «Втулка» (рис. 247, поз. 2) имеет форму пустотелого цилиндра.

Форма детали «Вилка» (рис. 247, поз. 3) образована сочетанием трех призм, в одной из которых находятся четыре сквозных отверстия, а к двум другим примыкают полуцилиндры со сквозными отверстиями. В одном из полуцилиндров имеется два глухих резьбовых отверстия.

Форма детали «Ось» (рис. 247, поз. 4) представляет собой сочетание двух цилиндров и двух усеченных конусов, в одном из цилиндров сделан паз под планку.

Деталь «Планка» (рис. 247, поз. 5) имеет призматическую форму с двумя отверстиями под болты.

Рассмотренные выше детали изготовлены из следующих материалов: ролик, ось и планка — из стали, втулка — из бронзы, вилка — из серого чугуна.

При выборе главного изображения чертежа детали, имеющей цилиндрическую форму, необходимо помнить, что оси деталей должны быть параллельны основной надписи чертежа (см. чертежи деталей «Ролик», «Втулка», «Ось»). Поскольку ролик и втулка являются деталями симметричными, пустотелыми, имеющими оси вращения, то на чертеже достаточно использовать совмещение половины вида спереди с половиной фронтального разреза (рис. 248, 249). Для показа формы детали «Ось» достаточно только одного изображения — вида спереди (рис. 251).

Деталь «Вилка» на чертеже (рис. 250) будет занимать такое же пространственное положение, как и на сборочном чертеже. Чтобы иметь полное представление о форме детали, необходимо построить три изображения: вид спереди с местным разрезом для выявления формы отверстия; соединение части горизонтального разреза с частью вида сверху; вид слева, содержащий местный разрез для показа глухого резьбового отверстия.

Чертеж детали «Планка» (рис. 252) должен содержать два изображения: фронтальный разрез и вид сверху.

В данной сборочной единице сопрягаемыми поверхностями являются цилиндрические поверхности оси и втулки, имеющие размер — 010, ролика и втулки — 014, призматические поверхности оси и планки и др.

Рассмотрите примеры деталирования сборочных единиц, чертежи которых представлены на рис. 253, 256.

Вопросы и задания

1. Что называется деталированием?
2. В каком масштабе предпочтительно выполнять чертежи деталей?
3. Какие поверхности называются сопрягаемыми и зачем их нужно находить на сборочном чертеже при деталировании?
4. По сборочным чертежам выполните технический рисунок одной из указанных деталей:
— деталь поз. 1, сборочный чертеж муфты дисковой (рис. 242);
— любую деталь, сборочный чертеж крючка (рис. 243).

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

По сборочным чертежам изделий (рис. 237, 239, 240) выполните эскиз одной из указанных деталей:
— детали поз. 1, 2, 3 съемника (рис. 237);
— деталь поз. 1 приспособления для выпрессовки пальцев (рис. 239);
— детали поз. 2, 3, 4 воротка раздвижного (рис. 240).



Рассказать друзьям